Меняться можно на час
(изменить мнение на переговорах), на
месяц (договориться и делать вместе),
на годы — меняться «вдоль» (а не «поперек»)
стратегии.
Больше половины запросов
на стратегических сессиях, которые я
веду, — об изменениях. На коучинге это
80% запросов. Да и среди оставшихся очень
многие запросы сводятся к королевской
двойственности: как все изменить, но
ничего не менять.
Поэтому про изменения
я знаю много — и мне захотелось обобщить
свой опыт.
Часто подразумевают,
что есть люди, которые меняться любят,
а есть, которые нет. Вроде как, «одни
новаторы, а другие консерваторы». В
лучшем случае могут еще сказать, что
«одни люди эволюционируют, а другие
меняются резко». Но когда мы так
высказываемся, мы ничего не узнаем о
реальных изменениях. Не меняющихся
людей вообще не бывает — просто меняются
они по разным причинам, с разной степенью
сознательности, в разном ритме, и вообще
— по-разному. Что действительно важно
знать про изменения — это как тип
изменений будет зависеть от нашей
личности. Важно понимать характер своих
изменений, побуждения, которые могут
нас заставить действовать по-другому.
Можно составить небольшой
(открытый) список того, как и по каким
причинам могут меняться разные люди.
Вы можете дополнить его сами — на
исчерпание всех разнообразных типов я
не претендую.
1. Планируемые изменения
Тридцатилетняя девушка, юрист, размышляет о том, как ей изменить свою жизнь: ехать за границу или не ехать, рожать ребенка или не рожать (но тогда придется разойтись с любимым мужем — он очень хочет детей). Обо всем говорит рационально, все раскладывает по полочкам. Она всегда выполняла свои планы и задачи, и если кому-то их поручала, тоже тщательно следила за выполнением. График у нее плотно забит, расписание составлено на много месяцев вперед — точнее, несколько расписаний, чтобы на каждый момент времени было три-четыре запроса, которые выполняются быстро и сжато.
Что внутри? Планирование изменений обычно идет от хорошо управляемой, позитивной тревожности. Человек пытается заранее предвидеть все возможные сценарии — и выбрать из них наиболее выгодный и безрисковый. Единственный, но значительный минус такого характера в том, что ему очень трудно быть счастливым, так как цель «все предусмотреть» не дает непосредственного удовлетворения, а только снижает тревогу.
2. Верные изменения в
правильный момент
Или, как говорил Уоррен Баффет, «чтобы хорошо инвестировать, надо просто вовремя делать правильные вещи». Речь о том, что человек живет по некой им же самим составленной шпаргалке, которую он использует, чтобы подготовить некие цепочки реакций или ответы на вопросы, возникающие с высокой долей вероятности.
Пример. Один мой клиент, бизнесмен, математик по образованию, обратился ко мне с запросом: «Я часто теряю деньги и не понимаю, почему». Постепенно мы вытащили на поверхность вот что: он нуждался в неких «провалах в рассеянность», которые происходили независимо от его желания с известной степенью регулярности. Во время таких провалов он совсем не мог общаться с людьми. Но так как у него был бизнес, то иногда на это время приходились переговоры или нужно было принимать важные решения. Когда мы поняли, что происходит, то вместе составили шпаргалку буквально по пунктам — каковы признаки этого состояния, кому нужно позвонить, как переносить встречи, что планировать. Как только математик начал пользоваться нашей шпаргалкой, деньги сразу перестали «теряться неизвестно где»!
3. Изменения
вслед за стимулами
Такое поведение называют импульсивным. Но под этим общим словом — очень разные сценарии. Чистая импульсивность — это полевое поведение или «украл, выпил, в тюрьму». Можно себе представить и импульсивного, но при этом не очень энергичного человека — пресловутый «офисный работник, который все свободное время проводит с пивом на диване у телевизора». Он может заставить себя встать на работу, чтобы не потерять средства к существованию, но не более того. На дальнем краю спектра импульсивных изменений — «проектный работник», стартапер, который способен следовать не только первым попавшимся импульсам, ведущим к немедленному удовольствию, но и более отдаленным — но все равно краткосрочным — побуждениям. У таких людей повышена толерантность к неопределенности, и в этом смысле можно сказать, что постоянные изменения — их стихия. Но часто им не хватает вектора, направления: их драйвят перемены как таковые, в длинных проектах они скучают и могут выходить из них, даже если выгоднее было бы остаться.
4. Изменения как
увлеченность и захваченность
«Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон...» — писал Пушкин. Мол, пока не требует, можно быть ленивым разгильдяем. Но «лишь божественный глагол до уха чуткого коснется» — откуда-то берутся и дисциплина, и работоспособность, и креативность, да в таких количествах, что позавидовать можно. Поток как ураган, который подхватывает человека и ведет порой к радикальным переменам в его жизни. Но зато такой человек может и годами сидеть «в штиле».
5. Экзистенциальные
изменения
Это люди, для которых перемены — основа жизни. Они чувствуют, что должны «как-то расти», «куда-то идти», и если глубинные изменения есть, то есть и жизнь, а если одна рутина — то жизни нет, а есть прозябание. Эти изменения необязательно должны вести к карьерным успехам или зарабатыванию больших денег — скорее к самореализации в какой-то большой цели, к чему-то такому, что больше самого человека.
Когда я слышу запросы вроде:
- Я не могу оставаться на этой работе, потому что чувствую, что могу больше.
- Что это все дает людям? Я хотела бы чувствовать себя полезной.
- Хочу как-то улучшить жизнь вокруг меня.
Я понимаю, что имею дело с экзистенциальными изменениями.
6. Изменения под окружение
Для многих людей ключевым драйвером к изменениям становится общение. Особенно это верно в молодости. Недаром родители так стремятся поместить ребенка «в правильную среду». Но и среди взрослых такое не редкость.
Екатерина II говорила о себе: «Я уживусь, как Алкивиад, и в Спарте, и в Афинах». Она имела в виду, что может адаптироваться в любой ситуации: с Вольтером говорить как человек европейский, со своими подданными — как «восточная» самодержица. Высочайшие способности к адаптации, умение говорить со всеми на их языке стало ключевым фактором ее успеха. Вместо того, чтобы покорно родить наследника и убраться с глаз долой, безвестная немецкая принцесса взошла на трон.
При «изменениях под окружение» могут меняться и долгосрочные цели. С помощью такой команды человек поставит такие задачи и достигнет таких-то результатов, а с помощью другой — все будет совершенно иначе. Тут даже не то, что «свита играет короля», а сам король охотно играет то, что будет наиболее уместно в данной среде.
7. Меняться,
чтобы не измениться
Речь как раз о тех людях, которых считают консерваторами и о которых говорят, что они не любят меняться. Ну какие изменения, если человек десятилетиями сидит на одной и той же работе, а по вечерам возвращается домой одной и той же дорогой. Но и у такого человека может быть мотивация к изменениям: если вокруг или в нем самом что-то меняется — он способен многое совершить, чтобы остаться собой и при своих любимых занятиях. При угрозе увольнения — освоит новую технологию. Если решат ликвидировать музей, где он работает долгие годы, или старинный дворец, которым он привык любоваться, — выйдет на демонстрацию и будет писать письма. Если он привык ходить пешком по десять километров, а здоровье перестает это позволять, ради сохранения этой привычки он пойдет к врачам.
Иными словами, он готов активно грести против течения, чтобы оставаться самим собой.
Итак, все мы меняемся
по-разному. Если вам кажется, что вас в
этом списке нет, то напоминаю, что он
открытый, и каждый может задуматься о
том, какие скрытые факторы направляют
его собственные изменения. Очень часто
поиск таких факторов может привести к
неожиданным находкам и открытиям.