Редакция Executive.ru попросила представителей российских и международных компаний рассказать, как у них устроена вакцинация сотрудников от Covid-19.
Обязательна она или нет? Какие бонусы дают тем, кто сделал прививку от коронавируса? Какие контрмеры применяют за отказ вакцинироваться? Могут ли за это уволить? Публикуем большой обзор.
Что говорит статистика
На сегодняшний день в мире уже существуют прецеденты, когда вакцинация стала обязательным условием продолжения трудовой деятельности в некоторых сферах, однако принудительная вакцинация очень неоднозначно воспринимается на российском трудовом рынке.
По данным исследования hh.ru, на обязательной вакцинации настаивают 39% работодателей, а наибольшая доля таких компаний среди управления персоналом (54%), бухгалтерии (48%) и административного персонала (46%). При этом, лишь 12% из числа привитых респондентов отметили, что сделали прививку по настоянию работодателя, в то время как 42% сделали это по собственному желанию.
И все же, большинство соискателей (58%) отрицательно относятся к введению обязательной вакцинации, и это число варьируется в зависимости от сферы деятельности опрошенных. Наибольшая доля тех, кто против среди таких профессиональных областей, как управление персоналом и тренингов (70%), среди юристов (68%), а также рабочего персонала, туризма гостиниц и ресторанов (67%).
Наиболее положительное отношение к вакцинации в следующих профобластях: высший менеджмент (37%), строительство и недвижимость (31%), а также медицина и фармацевтика (31%). Среди невакцинированных соискателей лишь 15% готовы сделать прививку ради сохранения работы или гарантированного трудоустройства. Причем доля мужчин на 4 процентных пункта выше, чем женщин (18% и 14% соответственно). Наибольшая доля готовых вакцинироваться ради работы среди представителей продаж – 25%.
При поиске кандидатов работодатели также озабочены решением вопроса о вакцинации потенциальных сотрудников: среди тех, кто в поиске работы, чуть более пятой части заявили, что во время собеседования потенциальные работодатели спрашивали сертификат о вакцинации/готовности поставить прививку от коронавируса. Наибольшая доля соискателей, у которых потенциальный работодатель интересовался статусом вакцинации, среди представителей туризма (48%).
Как компании относятся к вакцинированию сотрудников
Для нашей компании вакцинирование работников было неким вызовом. А все потому, что первая реакция сотрудников – это неприятие и отказ. У кого-то были веские причины, например, по здоровью; часть сотрудников просто испугалась неизвестных последствий, кто-то хотел делать только импортную прививку, а некоторые коллеги и сотрудники показали свою дремучею необразованность.
Тут и там звучали фразы о мировом заговоре; о том, что кто-то явно хочет уничтожить население, что сами по себе прививки очень вредны, особенно для тех, кто находится в детородном возрасте. Мы потратили много времени на разговоры, пояснения, рассылки с разными статьями ученых и врачей о прививках, болезнях и их последствиях без прививок. Я проводила личные беседы, отвечала на вопросы о прививке по телефону и снимала страхи у людей в WhatsApp. И это ежедневно на протяжении месяца.
Так как часть сотрудников работает с клиентами, им было проще принять решение о вакцинации, но даже среди них были те, кто до последнего с нами препирался и пытался уйти от прививки.
Одна девушка даже уволилась по своему желанию только потому, что прививку ей запретил делать муж. Больше месяца мы работали и жили в очень негативной атмосфере неприятия, истерик, слухов: «а вот в Интернете написано, что прививку делать опасно».
Примерно через полтора месяца просветительской работы с персоналом лично в моих подразделениях количество вакцинированных уже составляло 90%. Оставшиеся 10% – это сотрудники с медицинским отводом по состоянию здоровья или недавно переболевшие. Отказников у нас совсем мало. Люди общаются между собой, видят количество заболевших вокруг, особенно среди друзей, знакомых и родственников – и принимают решение о вакцинации. Небольшая часть особенного ответственного персонала уже даже ревакцинировалась.
У нас нет какой-либо принудительной политики по поводу вакцинации, мы убеждены, что это личное дело каждого сотрудника, поэтому ни кнута, ни пряника в данном случае нет. Бонусов за вакцинацию у нас нет, но если вдруг сотрудник почувствовал себя плохо после прививки, то он может уйти в однодневный неофициальный отпуск, предупредив предварительно начальство.
При приеме на работу также не имеет никакого значения, вакцинирован человек или нет, мы не оказываем никакого давления, ведь главное, это ценность сотрудника для компании и его скиллы, а не антитела.
На данный момент вакцинировано, или переболело, порядка 60% сотрудников. При этом 80% процентов офиса перешло на удаленный формат работы, и мы видим друг друга только в регулярных Zoom-встречах, поэтому важность вакцинирования в контексте ежедневного пересечения в офисе и вовсе не важна.
Тем не менее мы установили в каждой комнате и переговорных обеззараживающие ультрафиолетовые лампы, заказали дезинфекторы для рук, брендированные нашими цветами, следим за наличием масок в офисе и измеряем температуру на входе.
В прошлом году с вакцинацией и антителами ситуация в компании была иная, поэтому в целях безопасности, мы отказались от ежегодного летнего корпоративного мероприятия. Но в этом году мы готовим большой выездной корпоратив, при этом на него будут приглашены все сотрудники вне зависимости от того, вакцинированы они или нет.
В период пандемии для компании ответственность перед сотрудниками вышла на принципиально новый уровень. Конечно, бизнес должен следовать всем существующим правилам и ограничениям, которые нельзя игнорировать. А с другой стороны, на чаше весов сотрудники, для которых необходимо создать такие программы и условия, они были здоровы и находились в безопасности, так как от этого зависит успех не только всей компании, но и отрасли в целом.
В компании нет обязательного требования к вакцинации. Привиться или нет – личное дело каждого сотрудника. Сейчас в компании порядка 80% вакцинированных сотрудников. Удалось этого достичь с помощью комплексной информационной и разъяснительной работы: мы делились актуальными материалами и ссылками на полезные ресурсы, чтобы сотрудники получали информацию из первоисточников, провели сессию вопросов и ответов с врачами из «красной зоны», организовали консультации с клиниками.
У нас однозначная позиция в этом вопросе — все сотрудники и преподаватели должны быть привиты в обязательном порядке. Более того, мы озвучиваем рекомендацию о прививке всем, кто приходит к нам в офис. Мы социально-ответственная компания и транслируем это всему своему окружению. Мы работаем в высокоинтеллектуальной образовательной сфере. И прививка — это наш стандарт для работы с аудиторией.
Эти правила мы начали соблюдать при первых требованиях о прививках со стороны государства. Изначально это был мягкий формат: непривитых мы оставляли на удаленке. Но с осени я ужесточила правила и объявила, что в компании должны работать только привитые сотрудники. Мы периодически проводим очные встречи даже с удаленными работниками, и нам важно сохранить коллектив здоровым в пик активного сезона. Сейчас у нас привиты 100% сотрудников.
Массовая вакцинация особенно важна для индустрии делового туризма, ведь отрасль существует только тогда, когда есть возможность свободно и безопасно перемещаться по миру, не боясь за свое здоровье на борту самолета или в отеле. Закрытые границы, новые ограничения внутри страны сдерживают восстановление командировок: сегодня спрос на перелеты по России достиг лишь 74% от объемов 2019 года, а поездки за рубеж остаются недоступны для бизнеса по большинству востребованных направлений.
При этом наш опрос показал, что только 13% компаний считают вакцинацию обязательным условием для командировки, и лишь 16% планируют ввести эту меру в будущем. Мы считаем, что рост числа людей, прошедших полный курс вакцинации, стал бы гарантией безопасности путешествий, а значит, дал нашей индустрии надежду на восстановление и развитие. То есть вакцина нужна нам как бизнесу, как отрасли, профессиональному сообществу.
Что касается нашей компании, независимо от законодательных инициатив мы видим в вакцинации свою ответственность друг перед другом, перед клиентами и партнерами, обществом в целом. К весне 2021 года все топ-менеджеры прошли вакцинацию и стали примером для сотрудников. Этой теме мы посвятили специальный выпуск внутреннего еженедельного дайджеста, где директора компании рассказали о своем опыте вакцинации – мотивах, переносимости прививки, о том, почему считают это важным.
Сейчас у нас в компании уже вакцинированы порядка 80% сотрудников. Изначально было непросто прогнозировать процент сотрудников, которые пройдут вакцинацию, и это было связано, прежде всего, с техническими особенностями самого процесса. В городских поликлиниках были большие очереди, вакцины не всегда были в наличии.
Тем не менее сейчас процент сотрудников, прошедших вакцинацию, стремится к цифре, обозначенной в указе Мэра. Наша компания попадает в перечень организаций, которым необходимо проводить вакцинацию сотрудников, но наша позиция такова, что принуждать и обязывать сотрудников вакцинироваться мы не имеем права – это противоречит действующему законодательству и трудовому кодексу.
Наше предприятие выпускает средства реабилитации для людей с ограниченными возможностями. В 2020 году оказались на передовой — поставляли в ковид-госпитали большие партии функциональных кроватей и медицинские изделия. Большая часть сотрудников работала в очном формате, так как нужно было проводить приемку и отгрузку товара, сопровождать поставки и вести другую операционную работу, которая требует личного присутствия.
С первым указом мэра Москвы требовалось вакцинировать 60% сотрудников. Эту новость сотрудники восприняли без особого энтузиазма — это же принудительная мера. Вместе с этим, такой практики, чтобы сотрудники категорически отказались от вакцинации, не было. Мы работаем в медицине и здравоохранении, видим «изнутри», что эпидемиологическая ситуация — не информационный шум. Соответственно, и вакцинация — не «микс витаминов», а защита от инфекционного заболевания.
В компании развитая корпоративная культура, можно назвать семейной атмосферой, это способствует тому, что административные решения воспринимаются сотрудниками проще, и нет токсичной реакции. Каждый осознанно относится к здоровью, проявляет тревогу за близких, у большинства сотрудников семьи и дети, это сильный мотив к вакцинации.
Треть сотрудников вакцинировались и прошли ревакцинацию по личной инициативе, чтобы снизить риски инфицирования, а в случае заражения — легче перенести заболевание, чем непривитые. Другой мотиватор — получение QR-кода. Сотрудникам с детьми к праздникам дарим билеты в театры, мюзиклы, цирк. Конечно, кто хочет жить полной жизнью, и иметь возможность посещать культурные мероприятия, заинтересован в вакцинации.
Сегодня доля вакцинированных в компании держится на том же уровне, что и в прошлом году, и достигает 70-80% от общего числа сотрудников. Затраты на тестирование на коронавирус и антитела компенсируем на 100%.
Наша компания заботится о здоровье своих сотрудников и клиентов, проявляет высокую социальную ответственность и соблюдает все меры профилактики и защиты от коронавирусной инфекции. Мы разделяем мнение ВОЗ, что самое эффективное средство защиты против всех инфекционных болезней, включая COVID-19, – это вакцинация.
Именно поэтому еще задолго до введения обязательных требований к вакцинации населения мы начали активно содействовать государственным органам в части совместной организации пунктов вакцинации на территории наших магазинов, складов. Мы не только обустраивали, но и в отдельных случаях создавали специальные помещения под эти пункты. Также оказывали поддержку выездным бригадам, обеспечив их морозильными камерами.
Отличительной особенностью нашей компании являлась доступность вакцинации в таких пунктах и для наших любимых клиентов. Пункты находятся в помещениях предкассовой зоны. Клиента информируют, сопровождают и приглашают, если нужно, на повторную вакцинацию через 21 день.
Кампания по вакцинации в «Леруа Мерлен» изначально проводилась на добровольной основе. Мы рассчитывали увеличить долю привитых сотрудников в соответствии с официально принятыми нормами за счет внутрикорпоративной кампании, объясняющей преимущества вакцинации. В рамках кампании вакцинация позиционируется как проявление гражданской ответственности каждого сотрудника, как способ снизить риск для себя и семьи, возможность остановить пандемию и вернуться к нормальным условиям в работе и в жизни.
В ходе коммуникации с сотрудниками были организованы прямые эфиры с участием врачей. У каждого сотрудника была возможность задавать вопросы о вакцинации, уточнять интересующие его моменты. Мы делились личным опытом коллег в форме отчетов о прививках в корпоративной социальной сети, проводили видеоконференции между магазинами и логистическими объектами, публиковали значимые новости, новые требования и динамику роста процента вакцинированных.
Во всех действиях от лица компании, связанных с COVID и вакцинацией, мы руководствуемся несколькими принципами:
- В приоритете компании – здоровье сотрудников и сервис для клиентов.
- Мы поддерживаем мнением о том, что вакцинация – ключевой на сегодня способ сохранить здоровье и жизнь.
- Мы соблюдаем законодательство и все предписания государственных органов.
Мы очень быстро и безболезненно перевели на «удаленку» более 90% сотрудников, а также строим коммуникацию с сотрудниками по вопросам COVID и вакцинации в очень открытом формате. Некоторые до сих пор испытывают страх в связи с неблагоприятной обстановкой. Потеряно чувство безопасности и стабильности, поэтому мы стараемся быть максимально открытыми для сотрудников: оперативно делимся информацией о том, как будем реализовывать рекомендации госорганов, что и почему планируем делать.
Еще в самом начале пандемии, почти 2 года назад, мы провели для всех желающих онлайн-встречи с эпидемиологами, тем самым предоставив сотрудникам возможность лично задать интересующие вопросы специалистам и получить квалифицированный ответ. Также директора и топ-менеджмент компании проводят онлайн конференции, которые посещают в среднем около 1000 сотрудников с целью задать интересующие их вопросы.
Такие мероприятия – лишь малая часть наших COVID-коммуникаций. В целом, наше внутреннее информационное поле в последние полтора года выглядит как постоянная беседа о действиях в условиях COVID. Сотрудники в этом нуждаются.
Из дополнительного по обеспечению безопасной среды для сотрудников – в наших офисах с 2018 года стоят бактерицидные рециркуляторы воздуха. В период, когда начался дефицит такого рода приборов, наши офисы были уже укомплектованы. Большинство офисов компании построены по принципу Open Space, и любые микробы распространяются быстрее из-за отсутствия естественных барьеров в виде стен. Эти приборы включены в течение всего рабочего дня, а на ночь отключаются автоматически благодаря «умным» розеткам.
Такой предиктивный подход к здоровью сотрудников и обеспечению непрерывного сервиса для клиентов позволил нам быть готовыми к пандемии коронавируса. Ну и, конечно же, у сотрудников есть возможность вакцинироваться на территории офисов и самостоятельно выбрать вакцину.
Мы – федеральная компания, и в каждом региональном офисе свои требования относительно вакцинации, мы получаем их от региональных органов управления.
В головном офисе в Екатеринбурге мы создаем условия для добровольной вакцинации. В конце июня сотрудники компании получили письма от HR-директора компании с напоминанием соблюдать меры безопасности и информацией, что компания поддерживает добровольную вакцинацию.
В Екатеринбурге вакцинация для сотрудников и их родственников прошла в три этапа. За это время прививку получили 1800 человек. В офисных спортзалах, учебных классах и конференц-зале мы создали условия для комфортной вакцинации сотрудников: пригласили в офисы медработников, поставили столы и ширмы, морозильный ларь для вакцины. Чтобы избежать очередей, сотрудников принимали в назначенное время, которое они выбрали сами.
В Москве компания договорилась с поликлиниками возле офисов о вакцинации сотрудников по графику. Кроме того, мы провели большую работу по информированию сотрудников: рассказываем, где находятся пункты вакцинации, пишем просветительские статьи о коронавирусе и прививках, провели прямой эфир с доктором, где эксперт ответил на вопросы сотрудников, снял их тревоги. Каждый день число привитых сотрудников растет.
В нашей компании культура свободы, самоконтроля, самомотивации. Контуровцев не нужно контролировать и наставлять, сотрудники сами знают, что для них хорошо, а что плохо. Компания дает сотруднику возможность работать дома, если в его регионе введена обязательная вакцинация, у человека медотвод или нет желания прививаться. А те, сотрудники, которые хотят получить вакцину, могут сделать это в офисе или в пунктах вакцинации.
Какие бонусы предлагают работодатели за прививку
Бонусы за прививку мы не даем. Я как руководитель не считаю это правильным. Мы не должны поощрять тех, кто готов сделать прививку только за пряник. Это социальная ответственность каждого, кто находится в обществе.
Для того, чтобы поддержать сотрудников мы запустили несколько внутрикорпоративных проектов. Так, посредством поощрительной корпоративной лотереи среди вакцинированных разыгрывались сертификаты в магазины и шопинг-центры, полезные гаджеты, авиабилеты и многое другое. Суперпризом стала путевка на двоих на остров в Индийском океане. В январе-феврале мы планируем провести очередную поощрительную лотерею среди персонала. Основной фокус будет на ревакцинации и вакцинации среди новых сотрудников.
Мы не ограничились нематериальной мотивацией и решили стимулировать сотрудников дополнительными поощрительными мерами. В ходе опроса мы выделили три опции, набравшие наибольшее число голосов, и предложили их на выбор сотрудникам.
Если человек решился сделать прививку, ему предлагалась денежная компенсация, оплачиваемый отгул в случае недомогания после прививки или оплата больничного в полном размере, если заболевание коронавирусной инфекцией произошло в течение двух месяцев после прививки. В первую неделю после анонса этих мер количество сотрудников, сделавших первый компонент вакцины, увеличилось на 15%.
В день вакцинации мы предоставляем сотрудникам оплачиваемый отгул, еще летом мы выплачивали небольшую денежную премию тем, кто прошел вакцинацию в установленный срок.
Мы предоставляем каждому сотруднику, прошедшему вакцинацию, оплачиваемый выходной на следующий день после каждого этапа прививки. В процессе вакцинации сотруднику предоставлялся полный комплекс услуг: осмотр врача, сдача теста ПЦР и наблюдение в течение некоторого времени.
Для сотрудников из группы риска и работников, выезжающих в командировки, спустя 42 дня после вакцинации есть возможность сдать тест на антитела, чтобы оценить эффект для иммунитета. Когда установленный государственными нормативами порог в 60% от числа сотрудников компании был пройден, мы организовали запись на скрининг здоровья.
Мы предоставляем вакцинированным сотрудникам оплачиваемый отгул, но это нельзя назвать бонусом – это необходимость, которой мы не можем пренебрегать. Каждый переносит вакцину по-разному: кому-то в первые несколько дней нездоровится, что вполне нормально, а кто-то чувствует себя в рабочей форме. Поэтому отгулом можно воспользоваться в любое удобное для сотрудника время.
Применяются ли контрмеры по отношению к тем, кто не вакцинирован
Мы никого не наказали и тем более не уволили за отказ делать прививку. Хотя мое мнение не изменилось: передвигаешься общественным транспортом, общаешься с людьми на работе, в магазинах – обезопась себя и других, сделай прививку! Это решение адекватного взрослого человека, который живет в социуме и отвечает за свои поступки и действия.
Сотрудников, отказывающихся от вакцинации, у нас не так много – менее 5%. Основная причина – это, конечно, медицинские отводы и противопоказания. Однако мы продолжаем проводить активную информационную работу, встречи с медиками и видим уверенный тренд: многие уже посетили частные клиники для вакцинации в рамках программы ДМС после комплексного анализа и подготовки.
Стоит отметить, что мы соблюдаем все правила и ограничения, и все не вакцинированные сотрудники, согласно рекомендациям органов власти, переведены на удаленку. В период пандемии важно обеспечить все возможные меры, чтобы сотрудники чувствовали заботу и безопасность. Для тех, кто в офисе, мы обеспечиваем все необходимые меры предосторожности: ежедневно выдаются медицинские маски, дважды в день корпоративный врач измеряет температуру, везде установлены дезинфекторы воздуха и доступны дезинфицирующие средства.
Да, были те, кто покинул компанию. Они посчитали, что на них сильно давят такими ограничениями, и они не готовы им следовать. Конечно, у каждого могут быть свои субъективные причины. Но это не тот случай, когда нужно действовать выборочно. Все должны быть привиты, чтобы компания могла полноценно работать в наших сложных условиях.
Мы переводим на удаленную работу большее количество сотрудников, не прошедших вакцинацию, при этом оплата труда у них несколько изменяется в меньшую сторону. Мы проводим с сотрудниками разъяснительные беседы на тему вакцинации, проговариваем все возможные риски, проводим по Zoom вебинары с врачами, которые отвечают на вопросы, касающиеся вакцинации и рассказывают все преимущества и противопоказания.
В компании сотрудники проинформированы о важности вакцинации, ознакомлены с соответствующими документами и уведомлены о возможном отстранении их от работы. Если сотрудник не имеет возможности сделать вакцину, ему предлагается дистанционный режим.
На сегодня процент вакцинированных в компании – более 80%. И это успех. Мы сделали ставку на лидерский подход, который широко применяется в разных проектах компании. Руководители, в том числе иностранцы, вакцинировались российским препаратом и официально проинформировали об этом сотрудников. Директора магазинов показывали сотрудникам личный пример, проводили беседы с коллективом, разъясняя задачи вакцинации. Инициатива руководителей и открытая дискуссия помогли справиться с опасениями и предрассудками и достичь таких результатов.
Так как большинство сотрудников остаются на «удаленке», вопрос с отказом от вакцинации стоит не так остро – тот, кто не хочет прививаться, может работать из дома. Сложности возникают в редких случаях, когда работать дистанционно невозможно из-за специфики работы и необходимо очное присутствие. Например, нужно отлаживать код на тестовом оборудовании в офисе или работать с выездом на территорию заказчика. В таких случаях нужен диалог, и тимлиды беседуют с сотрудником, пытаются найти компромисс.
Если позиция принципиальная, то по умолчанию действия выглядят следующим образом: мы ищем в компании позицию, на которой вакцинация сотруднику не потребуется.
Мы не собираемся вводить ограничительные меры для непривитых сотрудников, за исключением тех случаев, когда вакцинация становится обязательным требованием властей к работодателю. Мы поддерживаем желание сотрудников привиться от ковида, но не настаиваем на этом.
В регионах и офисах, где это возможно, компания информирует сотрудников о пунктах вакцинации или договаривается с медицинским учреждениями о выезде в офис. Мы хотим, чтобы сотрудники привились, не тратя свое время на дорогу в поликлинику, не подвергая себя опасности заражения в очередях. Это простая забота.
Как сотрудники и работодатели относятся к вакцинированию других странах
Я работаю в Португалии, и отношение к вакцинированию здесь ответственное и позитивное. Население разных возрастных категорий понимает, что тотальное вакцинирование – это единственная возможность остановить распространение вируса.
После пика заболеваний в начале лета правительство активно занялось решением этой проблемы. Все граждане получают смс с предложением выбрать удобное время для прививки, во всех населенных пунктах организованы центры вакцинирования.
Люди среднего возраста получают вакцину Pfizer, пожилые – AstraZeneka. Все абсолютно бесплатно.
За лето было вакцинировано практически 85% населения возраста 50+. По сообщениям прессы, в настоящее время вакцинировано уже почти 90% всего населения страны.
Я не вводил никаких специальных мер в компании по вакцинированию, но практически все сотрудники абсолютно сознательно и добровольно получили вакцину еще в июне. Тем более, что по работе мы много путешествуем, и сертификат по вакцинации необходим при перелетах. Слава богу, все чувствуют себя хорошо, по крайней мере с лета заболеваний в нашей компании нет.
В нашей компании к вакцинированию подход весьма либеральный. Среди наших коллег только несколько человек отказались от вакцинации. Со стороны руководства никаких контрмер в их сторону не наблюдал.
Многие из коллег в начале были против вакцинирования, но их мотивировали вакцинироваться запланированные поездки за границу в отпуск. Компания не выделяет бонусы за прививку, но государство Республики Польша объявило о проведении лотереи среди вакцинированных жителей, предлагая в качестве приза ценные подарки.
У нас международная компания и в каждой стране все происходит по правилам этой страны.
В Израиле, например, привито уже более 75% населения и COVID-19 сходит на нет. Там даже не стоит вопрос, прививаться или нет. Да, и быстрее! Люди верят больше в жизнь, чем во что-то другое, не даром любимый тост за столом в Тель-Авиве звучит так: «Ле Хаим!», что значит: «За жизнь!». В автобусе если кто не надел маску, то нарывается на резкое осуждение окружающих, вплоть до удаления пассажира из автобуса. Автобус не трогается, пока маски не надеты. Штрафы, конечно. В Сингапуре та же ситуация – вакцинируются все. И тоже добровольно и с пониманием.
Другая ситуация в Москве. Кто-то привит, кто-то нет. Мы не заставляем, переводим в удаленный режим работы. Вспоминается история про борьбу с пристегиванием пассажиров ремнями. В 80-х годах прошлого века в США существовала целая некоммерческая организация с мероприятиями, встречами и лоббированием желания не пристегиваться в машине. Все закончилось банальной автомобильной аварией, в которой управляющий машиной руководитель протестного движения был, естественно, не пристегнут, и он единственный погиб, остальные трое остались живы, так как пристегнулись. Через два-три месяца всем оставшимся членам анти-ременного движения почему-то расхотелось продолжать борьбу и все сошло плавно на нет.
Это право каждого человека жить по своим правилам в лесу без общества. Но если в обществе, то давайте уважать друг друга, как это делают в тех странах, в которых COVID сходит на нет. А разговоры о вреде прививок — это как разговоры об инопланетянах, чипировании и ГМО: все знают, а доказательств никто не видел.
Как можно было победить черную оспу без прививки? Мне в 70-х делали эту прививку, а потом ВОЗ объявила, что оспу победили и в мире нет ни одного болеющего оспой человека, поэтому, кто родился в 80-х и позднее уже не прививались от оспы. Почитайте, сколько миллионов умерло от нее, а сколько спаслось от прививки от оспы.
Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru. Комментарии экспертов Лиги даются со ссылкой на профиль участника Сообщества.
Подать заявку в Лигу экспертов
Читайте также: