Можно ли научиться на чужих ошибках? Или только танцы на собственных граблях оставляют самые запоминающиеся уроки и неоценимый опыт, который приводит к важным выводам и затем к успешному результату? В любом случае ознакомиться с опытом других людей бывает полезно.
В этой публикации мы собрали 7 основных ошибок в бизнесе на основе историй предпринимателей, которые поделились своими выводами.
1. Несвоевременная реакция на негативные сигналы
Предприниматель Юлия Осипова пережила рейдерский захват своего бизнеса – молочного завода «Милини» в Орловской области. Затем построила с мужем новый молочный завод в Можайском районе Московской области.
В итоге банком было перехвачено управление компанией, снят генеральный директор, а впоследствии завод был захвачен с помощью вооруженного ЧОПа. После того, как собственникам перекрыли доступ на завод и к документам, банкиры инициировали фиктивные банкротства принадлежащих Юлии компаний, чем искусственно создали условия для отзыва кредитов и «включения» поручительств. В результате семья Осиповых лишилась не только крупного работающего бизнеса, но и личного имущества.
В течение семи лет не прекращаются судебные и банкротные разбирательства, исполнительные производства в отношении семьи Осиповых и их компаний.
Своими фатальными ошибками Юлия считает: отказ от банкротства в пользу попытки рефинансирования; недооценку угроз, исходящих от банкиров, использование принципов делового оборота с криминальными представителями банка. А также несвоевременную идентификацию негативных сигналов, свидетельствующих о намеренных действиях банка по сворачиванию финансово-хозяйственной деятельности наших компаний за счет задержек в выдаче кредитов, овердрафтов и создание таким образом ситуации «идеального шторма»; обеспечение кредитов личными поручительствами собственников, обеспечение кредитов залоговым имуществом (активы завода), неадекватная оценка действий персонала, завербованного рейдерами, отсутствие достоверной информации о репутации банка из закрытых источников.
Банкротство позволило бы отбить атаку, найти рефинансирование в комфортном режиме для выкупа активов в процедуре банкротства, сохранило бы больше полей для маневров. И тогда персональные последствия для собственников не были бы такими катастрофическими.
2. Создание бизнеса с друзьями
Когда речь идет о партнерстве в крупном бизнесе – все более-менее «ровно». Идет оценка активов, которые вкладываются, четко прописываются роли и полномочия, стратегия выхода из бизнеса. Инциденты бывают, но относительно цивилизованные. А вот в малом бизнесе, партнерство часто приводят к трагедиям.
Но бизнес – это не тот «лес», куда стоит идти с друзьями». Рискуете остаться и без друзей, и без бизнеса.
Историй партнерства в малом бизнесе очень много. Успешных мало. Почему так происходит? Первая неправильная установка – мы с тобой так похожи, вместе мы все сможем: когда в партнеры мы берем людей, похожих на нас. Бизнес – трудная история. Периодически хочется на кого-то опереться, когда выдохся. Во-первых, вы скоро начнете «толкаться локтями» в области вашей ключевой компетенции. Одно и то же можно сделать по-разному. Но у каждого есть способ, который он считает оптимальным. Во-вторых, «толкаясь локтями» в одной области бизнеса, вы получите тишину и нулевое движение в другой.
«Для успешного бизнеса нужен определенный набор ключевых компетенций в компании (на старте это продажи и производство) и личностных кодов руководителей: предприниматель+интегратор+производитель+администратор, – делится опытом Павел Трубецков. – Об этом есть прекрасная книга Адизеса «Идеальный руководитель, и почему он невозможен». Если ваш партнер во всем похож на вас, считайте, что вы не выполнили самую важную предпосылку для партнерства – максимально закрыть необходимый компании набор компетенций и личностных кодов руководителей».
Вторая ошибка создания бизнеса с друзьями – 50 на 50. Хуже может быть только поделить все поровну на троих. В свое время Павел Трубецков в полной мере наступил на эти грабли. В самом начале принимать решения вместе легко. Во-первых, вы действительно ничем не рискуете. Денег-то еще нет. Во-вторых, вы еще на стадии «конфетно-букетного» периода с партнером и чутко относитесь друг к другу, идете на компромисс.
Через пару лет, если вы все делаете правильно, вам уже будет, чем рисковать. Один из вас окажется склонным к риску. Для него предпринимательство – это игра. Другой будет прижимистым и будет минимизировать риск. А третий (если вы не дай бог его взяли) и вовсе политиком-интриганом. И вот тут начнется история про «лебедя, рака и щуку».
«Кто бы что ни говорил, но бизнес это про деньги, а деньги делят, – говорит Павел. – В какой-то момент кому-то обязательно покажется, что он работает больше. Кто-то и вовсе захочет отойти от дел».
3. Создание бизнеса с любовными партнерами
Предприниматель и кондитер Евгений Тарасов потерял семью, когда создал с супругой семейный бизнес. В 2015 году Евгений с супругой решили открыть кондитерский бизнес – начинали с нуля. Причем одному малышу на тот момент было 3 годика, а второй только родился: молодые родители хронически не высыпались, работали в режиме цейтнота, часто спорили и ругались.
Евгений сейчас часто вспоминает, как работал в цеху с рюкзаком на плечах, в котором сидел малыш. Не один раз старший ребенок садился нечаянно на торт, который через 10 минут должен был забрать заказчик. В итоге бизнес поглотил всю личную жизнь и романтику – семья развалилась. Они зачастую яростно спорили, критиковали друг друга, хаотично распределяли обязанности – один сидит дома с двумя малышами, другой разгружает товар.
Сейчас Евгений понимает, что перед открытием бизнеса надо было тщательно изучить чужой опыт, прочитать массу бизнес литературы, пообщаться с опытными кондитерами.
Также предприниматель понял, что с самого начало им с женой надо было определить зоны ответственности, и тогда не было бы борьбы за власть. В итоге развалился и бизнес, и семья.
Теперь Евгений уверен, что никогда не совместит личную жизнь и бизнес: дома он хочет уюта, тепла и тишины. «Наши отношения с супругой до сих пор сложные – мы в итоге вообще разъехались по разным городам, – говорит Евгений. - Дети видят меня реже, но в хорошем, настроении – теперь я могу подарить им праздник!»
4. Излишнее доверие людям
Сергей привел в пример еще один случай – ему позвонили и предложили по выгодной цене (за 20 тыс. руб.) установить счетчики – суммы за газ и электроэнергию должны были снизиться, но по факту после установки счетчиков они выросли. Ресторатор стал звонить в фирму по тем контактам, указанным в документах. Ему ответили, что это телефон стоматологического кабинета, и по нему никогда не было зарегистрировано другой фирмы.
Весь декабрь Валерий вел с девушками переписку, а после новогодних каникул пропал. Так молодые предпринимательницы стали жертвой мошенников. Они сделали вывод на будущее все оплаты проводить только через проверенные организации, которые специализируются на конкретной услуге, а не через посредников. И чаще общаться с коллегами. Затем они выяснили, что подобные мошенники уже не раз обманывали нижегородских предпринимателей.
5. Выбор непрофессиональных партнеров
В 2015 году предприниматель заплатил 80 тыс. руб. за создание интернет-магазина, но результатом снова был разочарован – было много ошибок, часть информации приходилось добавлять за допоплату. Еще через 2 года он решил создать еще один сайт. И ситуация повторилась один в один. Выводы: не стоит платить сразу же 100% суммы; надо завести в штате или на фрилансе человека, который будет затем дорабатывать сайт, или самому заниматься этим.
6. Передача важных функций одному сотруднику
Избавиться от «операционки» мечтают многие бизнесмены. Не был исключением и основатель «Продюсерского центра» Никита Лобанов. Два года назад компания имела годовой оборот в 8 млн руб. Весь бизнес вел заместитель, который занимал пост руководителя отдела продаж. Он нанимал и обучал персонал, искал и вел клиентов, курировал переговоры, даже воду в офис заказывал.
В один прекрасный день заместитель решил, что не хочет быть наемным сотрудников и покинул компанию. Из команды в 9 человек осталось всего 4, оборот сократился в 3 раза, в плане настроения сотрудники были на нуле. Из Москва-Сити пришлось переехать в маленькое помещение ближе к МКАДу
В итоге к прежним оборотам удалось вернуться всего за 4 месяца. А еще предприниматель ввел в компании систему штрафов за несвоевременное прерывание контракта. Правда, если ранее собственник мог прийти в компанию к обеду и покинуть офис часа через 3-4, теперь порой приходится работать и по 15 часов в день.
7. Отсутствие элементарного учета и оцифровки бизнеса
Сначала бизнес помещается в голове у собственника, и его никто не анализирует, но когда он начинает переходить на более серьезные уровни, его надо оцифровывать.
Анна Галаева привела в пример компанию, которая оказывает услуги логистического характера. Купленные в лизинг автомобили предполагают ежемесячные лизинговые платежи. Расходная часть – зарплата водителям, обслуживание автомобилей, ГСМ, мобильная связь и т.д. Но когда человек не оцифровывает свой бизнес, и ему перестает хватать денег на лизинговые платежи, он начинает привлекать средства из дополнительных источников – например, брать дополнительные кредиты. В этом случае бизнес становится под угрозу.
Выводы для предпринимателей:
- Стоит доверять своей интуиции. Если вы чувствуете негативные сигналы – семь раз отмерьте, прежде чем отрезать.
- Выбирая партнера или исполнителя услуг, соберите про него информацию. Пообщайтесь с другими предпринимателями. И внимательно проверьте документы компании, к услугам которой собираетесь обращаться.
- Опасайтесь создавать бизнес с друзьями и родственниками, близкими людьми. Бизнес – это про деньги, а не про сентиментальные отношения.
- Если ваш бизнес растет, а у вас не хватает компетенций, опыта – нанимайте профессионала в той сфере, в которой вы пока не ас.
- Найдите грамотного юриста, который будет сопровождать ваши сделки и важные переговоры.
- Больше общайтесь с предпринимателями – в ассоциациях, на форумах, в соцсетях. Они могут дать советы, поделиться опытом, смотивировать.
Читайте также: