Новости маркетинга в России и за рубежом: факты, тренды, результаты исследований.
При подготовке дайджеста использованы материалы Executive.ru, adindex.ru, cossa.ru, gazeta.ru, iz.ru, kommersant.ru, pochta.ru, rb.ru, sostav.ru, skillbox.ru.
- Популярность «Яндекса» почти догнала Google
- Ozon возглавил рейтинг маркетплейсов
- «Вкусно – и точка» запускает доставку
- Спрос на Telegram у рекламодателей вырос
- 71% россиян не верят рекламе
- Разработчик FIFA покинул Россию
- «Почта России» доставит одежду из Европы
- Сервис «Строки» войдет в экосистему МТС
- «Черная пятница» побила рекорды продаж
- «Яндекс» скроет фейковые скидки на товары
Агентство Impulse.guru провело анализ рынка поисковых систем в России. Как выяснилось, доля «Яндекса» почти сравнялась с долей Google. В первой половине 2022 года доля Google в российских поисковиках составила 49,35%, доля «Яндекса» – 48,11%. По сравнению с прошлым годом разрыв между ними сократился с 6,86% до 1,24%. Остальные поисковые системы, такие как Mail.ru, Bing и DuckDuckGo, занимают 1% рынка и меньше. В мобильном поиске, напротив, разрыв между двумя системами увеличивается в пользу Google и сейчас составляет 15,7% (13,58% в 2021 году).
Ozon занял первую строчку в репутационном рейтинге маркетплейсов, составленном агентствами «Ашманов и партнеры» и «Интериум». Компания набрала итоговый индекс 66,2% и обошла другие сервисы сразу по двум критериям: активности в соцсетях и позитивной тональности в массмедиа. В топ-3 рейтинга также вошли Wildberries и AliExpress (48,4% и 41,5% соответственно). Четвертое место занял «Яндекс.Маркет» с индексом 33,4%, причем компания стала победителем по количеству результатов в поисковиках. На пятом месте оказался «СберМегаМаркет», он набрал 31,1%.
С 29 ноября компания «Вкусно – и точка» запускает доставку блюд через сервисы «Яндекс.Еда» и Delivery Club. На первом этапе эта опция появится в 21 городе России, в том числе в Новгороде, Калининграде, Курске, Смоленске и Твери. До конца 2022 года доставку также запустят в Москве и Санкт-Петербурге. К началу 2023 года компания распространит новую услугу на все регионы присутствия сети. Сейчас оформить заказ можно через сервисы «Яндекс.Еда», Delivery Club и «Яндекс Go», однако в будущем сеть планирует подключить к доставке и других партнеров, в том числе региональных.
По данным агентства Win2Win Communications, популярность Telegram у рекламодателей выросла более чем в два раза за первые 10 месяцев 2022 года по сравнению с 2021 годом. Средняя цена одной рекламной интеграции увеличилась примерно на 30%, стоимость одного контакта в зависимости от количества подписчиков варьируется от 0,1 до 5 руб. Эксперты также отметили рост цен на рекламные интеграции в соцсети VK по сравнению с 2021 годом. Особенно вырос сегмент «VK Клипов», который забрал практически все рекламные бюджеты вертикального видео у TikTok.
По данным опроса SuperJob, доверие россиян к рекламе остается низким: 71% россиян заявили, что совсем не верят рекламе. 16% опрошенных заявили, что доверяют рекламе, если в ней есть знаменитость. При этом женщины доверяют рекламе со звездами чаще мужчин: 18% против 14% соответственно. По данным опроса «Анкетолога» и MOTIVE agency & production, россияне больше всего доверяют рекомендациям товаров и услуг от друзей в соцсетях (47%), а также отзывам на маркетплейсах (42,8%) и сайтах-отзовиках (40,9%). Наименьший интерес у потребителей вызвала реклама в соцсетях и на YouTube.
Американская корпорация Electronic Arts, создавшая игры FIFA, Need For Speed и F1 («Формула-1»), прекратила работу в России. Этот шаг может привести к тому, что в будущем игры компании лишатся дубляжа на русском языке. В марте 2022 года Electronic Arts остановила продажу своих товаров в РФ и Белоруссии, а также перенесла все маркетинговые активности из стран СНГ в Польшу. Согласно финотчету компании, опубликованному в мае, корпорация не планирует возвращаться на российский рынок как минимум до апреля 2023 года. Уход компании, скорее всего, лишит пользователей техподдержки.
«Почта России» запустила доставку товаров из европейских маркетплейсов, в числе которых Asos, Net-a-Porter, Farfetch, Yoox и Mytheresa, а также открыла россиянам доступ к европейским сайтам магазинов Zara, H&M, COS, Adidas, Nike, Hugo Boss и др. Воспользоваться новой услугой можно через партнерский сервис «Почты России» – Почту Global. Все заказы из европейских магазинов поступают на склад компании-партнера в Германии, откуда потом отправляются в Россию. Сроки доставки – от 14 дней. Оплатить покупки пользователи могут российской или зарубежной банковской картой.
С 1 декабря 2022 года книжный сервис «Строки» войдет в экосистему МТС и будет предлагаться пользователям в рамках подписки «МТС Premium». Сервис появился в сентябре этого года. Сейчас все книги закупаются у издателей, однако в будущем компания планирует выпускать собственный контент. Сумма инвестиций МТС не раскрывается. Аналогичные планы есть и у «Яндекса»: компания собирается приобрести права на сервис «Букмейт» на территории СНГ. Другие книжные сервисы – «ЛитРес», MyBook, Livelib – также планируют развивать сотрудничество с крупными компаниями.
Сервис для приема платежей ЮKassa проанализировал траты россиян в «Черную пятницу» и сравнил результаты с данными прошлого года. Как оказалось, общее количество платежей в российских онлайн-магазинах за 25-27 ноября 2022 года выросло на 41%, а обороты – на 22% по сравнению с 2021 годом. Число покупателей увеличилось на 32%, что стало новым рекордом за последние 6 лет. Средний чек при этом упал на 14% – до ₽1050. Наибольший рост за прошедший год показали следующие категории: ювелирные украшения (количество продаж выросло на 81%), одежда и обувь (+37%) и косметика (+18%).
Поисковая система «Яндекса» запустила новый алгоритм, который позволяет вычислять и отсеивать фейковые скидки. Теперь покупатели видят скидки только тех продавцов, которые не поднимали до этого цены. Пользователи могут самостоятельно включить фильтр в разделе поиска «Товары». Алгоритм «Яндекса» сравнивает цены на товар за последние 2 месяца и в случае обнаружения реального снижения цены добавляет на карточку товара красный ярлык с указанием размера скидки. Доля отсеиваемых фильтром «нечестных» скидок компанией не раскрывается.