На предпринимательском форуме «Точка зрения» в Москве использовали интересный формат баттла, который позволил гостям и журналистам оценить экспертов стоящих по разные стороны от баррикад животрепещущих вопросов современного рынка.
Так Ирина Хакамада «сразилась» с Ксенией Собчак — первая отстаивала главенство мечты в построении бизнеса, вторая — начального капитала. Если коротко: первоначальные вложения, конечно, хорошо, но без таланта и энтузиазма велик риск спустить инвестиции впустую.
Что важнее — учиться в теории или предпринимать и ошибаться спорили инвестор Оскар Хартманн и основатель движения «Бизнес-молодость» Петр Осипов. Снова победила дружба: учиться нужно, но теория без практики, без проб и ошибок вряд ли даст нужные плоды.
Executive.ru решил остановиться на «схватке» известной актрисы, популярной Instagram-блогерши Ирины Горбачевой и председателем правления студии «Союзмультфильм» Юлианы Слащевой. Два «титана» в своих сферах, женщины поспорили на тему важности личного и корпоративного брендов. А формат форума позволяет нам взглянуть на описываемые инструменты маркетинга с разных сторон.
Как создать личный бренд?
Десятки, может быть, сотни и тысячи девушек каждый день говорят: «Я сейчас так же, как Ира, подниму подписчиков в инстаграме!», но в результате у них — пять пользователей и один лайк.
Было очень много лет настоящей самоотдачи, любви к своему делу. Поверьте мне, я вам говорю абсолютно откровенно и честно: я никогда не преследовала интересов стать популярной личностью. Более того, я совсем в это не верила, не думала, что эта жизнь будет как-то связана со мной, что я буду стоять на таких площадках и вещать о том, что нужно делать, чтобы стать успешной личностью.
Сейчас я понимаю — это тотальный труд, когда ты делаешь 120%, из которых 20% иногда выстреливают. И это будет лучше, если ты будешь делать 20% своего потенциала и из этого не выйдет ничего. Рассчитывать на пустой успех — это стать заложником мыльного пузыря. Потому что, в какой-то момент, когда ты начинаешь думать: «Вот я сейчас буду делать то, что модно, то, что на виду у всех, поймаю эту волну и тенденции и окажусь на хайпе» — это будет начало конца. Почему? Потому что ты становишься однодневкой, похожим на всех. Более того, становишься заложником того, что ты уже сделал. А когда ты творец, ты делаешь то, что хочешь и когда хочешь. Хочешь делаешь — хочешь нет, но рецепта при этом никакого нет. Поэтому самое главное, мне кажется, действительно, вкладывать каждый день в то, что ты любишь хотя бы по чуть-чуть.
В результате, доказала, стала президентом компании. Мне многие говорили, что «Михайлов и партнеры» стали такими успешными, потому что я этой компанией руководила, но на самом деле, я считаю, это совершенно не так. Я всегда умела собрать команду. Это мое самое сильное и главное управленческое качество. Я чувствую людей. Я прихожу на собеседование и в течение 30 минут могу понять: зарядит этот человек компанию или нет.
Есть люди предприниматели, а есть управленцы и стратеги. Вот я стратег-управленец, я не предприниматель, поэтому у меня много раз в жизни были возможности создания своего личного, но всегда я возвращалась к тому, что я создана для того, чтобы придумывать стратегии для других и выводить компании из кризиса.
Для меня это был шок. Я возразила: «В смысле, не художественный руководитель? Сейчас любой может быть художественным руководителем. Просто бери людей». Он говорит: «Нет. Это другая степень ответственности. Я не хочу нервничать за людей, ходить договариваться». Его собственные амбиции воплощались, но в другом сегменте. Он был отличнейшим педагогом, просто замечательным, который дал нам очень много, но художественными руководителями могут быть не все.
Я никогда в жизни не выходила за пределы своей компетенции. Если я в чем-то не понимаю, лучше я возьму специалиста сильней себя. Я буду слушать его, потому что делегирую ему его узкий сектор. Это очень важно — брать под себя людей, которые сильнее вас.
Мода на личные бренды проходит?
Я не хочу идти на сделку с собственной совестью. Когда начался бум в инстаграме, и люди начали требовать еще и еще, я поняла, что эту якобы эту центрифугу раскручивают они, но на самом деле это ты подкармливаешь всё больше людей. И если ты будешь соответствовать желаниям всех людей вокруг, то от тебя не останется ничего. И я сознательно начала останавливать этот процесс. Я стала меньше снимать видео, стала меньше появляться. Я не боюсь потерять популярность, я боюсь потерять себя как человека, как личность, которая хочет развиваться, реализовываться, смотреть на длинную дистанцию и понимать, что всему есть предел.
И любой может встать в ряд людей, на которых все смотрят на экране и говорят: «Блин, как она заколебала. Она во всех фильмах!». Такой человек отвечает своим собственным потребностям, своим собственным страхам остаться без профессии. Это его собственный выбор. Есть люди, которые не открывают новых талантов. Мне кажется, самое главное — это не зацикливаться на своей истории. Окей, ты её делаешь и параллельно ты делаешь ещё что-нибудь.
Как бороться с негативом
Если в предпринимательстве идет волна негатива, то вам не может быть просто все равно. В нашем случае мы понимали, что контент хороший. Мы были в этом уверены. Мы знали, что чем раньше контент будет появляться, чем больше серий будет выходить, тем будет лучше. В случае работы с предпринимательством, картина немножко другая.
Я всю жизнь занималась кризисной коммуникацией. На самом деле, негатив перебарывают. Все в компании должны собраться, по-настоящему собраться. Те, кто имеют любое отношение к публичной и внутренней коммуникации,должны собраться за столом и понять, почему происходит то, что происходит. Очень часто внешний негатив происходит по причине внутренних проблем компании, поэтому, наверное, внутренняя коммуникация, изучение своих внутренних проблем сначала, а потом работа с внешним полем. Главное не паниковать. Сохранять спокойный холодный расчет. Все, что не некролог — все пиар, но негативный поток нужно остановить. В нашем случае, мы его не останавливаем, потому что мы знали, что он пройдет.
Если это касается бизнеса, то, конечно, нужно разобраться в проблемах. Контактировать со всеми, кто во внешнем поле эти проблемы создает. Если это не конкурентная борьба, не рейдерство, то всегда коммуникацией можно решить вопрос. У вас недовольные потребители, вы с кем-то неправильно себя повели, вы продали некачественный товар, у вас внутри идет склока — она вылилась наружу — с этим всем можно работать. Это просто правильно построенная… коммуникация, о которой можно говорить часами.
Я выработала правило: никогда не отвечаю подписчикам. Когда ты отвечаешь, все остальные начинают смотреть: «О, она отвечает! А дай-ка я еще ей напишу!». Этой цепочке не будет конца, пока ты не сойдешь с ума, и со слезами в прямом эфире не начнешь говорить: «Господи, люди, какие вы твари! Боже мой, сколько можно? Я вас всех ненавижу. Я каких-то людей люблю, но этих ненавижу!».
Грубо говоря, если тебя цепляют хейтеры, значит ты недостаточно самодостаточен. Такая тавтология получается. А если ты читаешь комментарии и понимаешь, что ни один плохой комментарий тебя действительно не парит, то ты чист сам перед собой. Ты делаешь то, что любишь, ты не меркантилен до мозга костей.
Когда уходить из корпорации в личный бренд?
Точка соприкосновения: коллаборация
Что же выгоднее: личный или корпоративный бренд?
Тут мнения экспертов сошлись: выгодно быть профессионалом. Если вы суперпрофи в своем сегменте, и не идете на сделки с совестью, как сказала Ирина Горбачёва, желая занять все и делая это непрофессионально или, как говорила Юлиана, выходя за сферу своих компетенций, вы всегда будете в рынке. Всегда будете востребованы как личность, или как компания — не принципиально.
Но бывает и другая история. Объединяются люди, твои друзья, готовые работать бесплатно, потому что в начале пути, мне кажется, не обойтись без волонтеров, которые будут давать свою камеру, давать осветительные приборы, могут предоставить свою квартиру. Ты снимаешь свою короткометражку, попадаешь на какой-то фестиваль. Если ты классный и хороший и попал в сердца людей, то дальше ты приобретаешь себе имя и можешь говорить корпорациям, как и что делать.
Поэтому самое главное — это держаться за своих друзей, за тех людей, которые в вас верят и готовы идти за вами. В любом случае, к корпорации мы все приходим. Даже те люди, которые сделали себе небольшое имя, они собираются в сообщества и говорят: «А давайте мы будем называться так-то и так-то. Ты, я и он — мы все вместе будем делать интересную историю», поэтому личный бренд — корпорация. Велком, Почему нет?
Юлиана Слащева: Я уважаю тех людей, которые смогли построить свой личный бренд. Это невероятно сложно, большая работа. И те люди, которые добились этого путем серьезного большого труда, они останутся в рынке надолго. Конечно, будут развиваться и дальше становиться популярнее, укреплять свой бренд.
Тем не менее, если вы собираетесь набирать команду, то надо набирать тех людей, которые работали в корпоративных брендах, потому что любой человек с сильным личным брендом будет очень сложен в управлении. Он привык работать на себя, привык сам зарабатывать своим лицом, своим авторитетом. Ему в команде — где надо подчиняться, взаимодействовать, где надо уступать, нужно быть очень гибким — может оказаться сложно работать.
С такими людьми корпорации лучше партнерствовать, чем держать в штате. Держать их в команде очень сложно, и нужны очень серьезные авторитетные руководители, чтобы люди с сильным личным брендом с вами оставались надолго и, чтоб они были эффективны внутри.
Фото предоставлено организаторами форума