Корпоративная практика1744

Как использовать краудфандинг для проверки бизнес-идей: истории предпринимателей

Чем могут быть полезны краудфандинговые платформы при запуске проектов? Каких ошибок стоит избегать?

С помощью краудфандинговых платформ можно собрать средства для реализации проекта, а также получать обратную связь от аудитории. 

В чем особенность привлечения средств с помощью краудфандинга? Как превратить идею в продукт, который поддержат много людей? Какие платформы выбирать? Редакция Executive.ru собрала истории предпринимателей об их опыте запуска краудфандинговых проектов. Из этих историй вы узнаете, почему не все идеи оказались успешными и какие выводы сделали руководители по итогам этих запусков.

1. Мини-мангалы и пластиковые визоры

Алексей Оносов, основатель компании «Юнисофт»

У нашей компании есть опыт использования двух краудфандинговых платформ, к сожалению, оба раза неудачно.

Первый проект мы запустили на платформе Boomstarter. Идея родилась из производственных «отходов» – блестящих металлических пластин, которые оставались после основных процессов в нашей полиграфической деятельности. Выбрасывать их было жалко, и мы придумали делать из них подарочные мини-мангалы. Их можно было использовать как креативные подсвечники для чайных свечей или для жарки сосисок с помощью сухого горючего. Мы создали несколько экземпляров, провели фотосессию, разработали упаковку, в том числе и премиальные коробки, оформили продукт.

Образец мини-мангала

Для запуска проекта мы вложились в продвижение на самой краудфандинговой платформе. Целью было собрать 415 тыс. руб. на производство первой партии мини-мангалов. Однако, несмотря на все усилия, нам не удалось достичь этой суммы. Возможно, идея была недостаточно привлекательной для широкой аудитории, или мы не смогли правильно донести ее ценность до потенциальных спонсоров. В любом случае, этот опыт показал, насколько важно тщательно продумывать не только сам продукт, но и стратегию его представления на краудфандинговой платформе.

Второй проект был запущен на платформе Planeta в разгар пандемии. В тот момент мы начали производство пластиковых визоров – прозрачных защитных щитков, которые были крайне востребованы для защиты от вируса. 

На этот раз мы решили не вкладывать значительные средства в рекламу, а просто разместили проект на платформе и распространили информацию о нем через свои соцсети. К сожалению, и в этот раз нам не удалось собрать необходимую сумму. Возможно, сказалась общая экономическая неопределенность того периода, когда люди были менее склонны поддерживать сторонние проекты. Или же наша стратегия минимальных вложений в продвижение оказалась неэффективной. Тем не менее этот опыт был полезен, потому что позволил сравнить работу двух разных краудфандинговых платформ и оценить различные подходы к продвижению проектов.

Анализируя эти попытки использования краудфандинга, можно сделать несколько важных выводов:

Подводя итоги, краудфандинг – это мощный, но сложный инструмент. Он требует не только хорошей идеи, но и серьезных навыков в области маркетинга, коммуникации и управления проектами. Для успеха нужно быть готовым вложить значительные ресурсы и время, а также быть открытым к обратной связи и готовым быстро адаптироваться. Несмотря на наши неудачные попытки, я все еще считаю краудфандинг перспективным направлением и не исключаю, что мы снова обратимся к нему в будущем, но уже с учетом полученного опыта и с более тщательной подготовкой.

2. Коллекция футболок

Вадим Демьянович, руководитель проекта «Наша Футболка», эксперт Executive.ru

Я четыре раза пробовал свои силы в краудфандинге на двух разных платформах в двух возможных форматах. 

Изначально, решил попробовать найти финансирование для нового проекта «Сталинградская футболка», целью которого было создание коллекции футболок на тему Сталинградской битвы с различными принтами и, возможно, запуск нового тренда в патриотических футболках.

В первый раз попробовал на Boomstarter в конце 2015 года. Выбрал эту площадку по отзывам, в которых имелось в виду, что она попроще для освоения. Итог был плачевным – собрано 3% из запланированных 800 тыс. руб.

Главный мой вывод был таким:

Проведя работу над ошибками, решил попробовать еще раз, но более точечно и уменьшив аппетиты, собрать средства на печать одного конкретного принта. Таких проектов в итоге провел три, с разной степенью успешности от 50% до 104%, с 2016 по 2020 годы. И на другой платформе – Planeta.

Чтобы начинания состоялись, пришлось приложить массу усилий по постоянному освещению их в соцсетях и рассылке информации по друзьям и знакомым. СМИ задействовать не удалось, они посчитали это рекламой, даже при несомненных благих целях. Кроме того, приходилось немного и самому выкупать некоторую часть вознаграждений, чтобы продвинуть проекты и показать динамику или успешно завершить проект на 50% от заявленной суммы.

Результаты оцениваю как весьма слабые – футболки оказались неперспективной темой на этих ресурсах. Если посмотреть общую тенденцию именно в этом направлении, то состоявшихся там инициатив по майкам раз-два и обчелся. Все-таки краудфандинг больше подходит для других сфер – игры, книги, музыка, кино. И самое главное – сторонняя поддержка. Будет она значительной, будет и успех. Сами платформы уже тогда не были настроены на продвижение малых проектов. Это забота сугубо самого зачинателя.

Один проект удалось довести до результата более 100% (78 150 руб.) только благодаря тому, что мне помогал человек, сведущий в этом деле. Он привлек и свою аудиторию, плюс тормошил менеджеров платформы, чтобы хоть иногда они размещали мою инициативу на первой странице площадки, где ее могли увидеть гораздо больше посетителей сайта. Это срабатывало.

Из плюсов могу выделить:

Окончательный вывод такой: оценивая затрачиваемые усилия, овчинка выделки не стоила. Мой проект в целом состоялся и работает, и чтобы предложить новую продукцию вниманию покупателей, мне проще сделать опытную партию и запустить ее в продажу. Тем более, что уже несколько лет работаю с маркетплейсами, и продажи товаров там так же отражают необходимость дальнейшей работы с ними.

В большинстве случаев, чтобы состоялся успех в краудфандинге, необходима сильная медийная поддержка. Просто разместив свою инициативу на площадке, вы мало чего добьетесь.

3. Издание книги

Елена Агафонова, коуч по смене профессии и сферы деятельности, эксперт Executive.ru

В 2016 году я написала книгу «Саморазвитие». В основе книги лежит идея, что любое изменение происходит естественно без усилий само, поэтому такое название. В книге я описала алгоритм изменений, который состоит из четырех этапов: расслабление, наблюдение, исследование, эксперимент. А также предложила набор практик, которые помогут легко эти этапы пройти, развиваться и менять свою жизнь к лучшему в разных сферах.

Когда книга была готова и опубликована на платформе для независимых издателей, я поняла, что ее надо было как-то продвигать. Мне пришла в голову такая схема:

В итоге я выбрала платформу Planeta и запустила свой проект. Сервис удобный, интуитивно понятный: создаете описание проекта, выбираете сроки, сумму и призы для тех, кто его поддерживает. Если сумма не набирается к конкретному сроку, то собранные средства возвращаются пользователям. Также автор проекта один раз может воспользоваться опцией продления проекта.

Чтобы собирать деньги через краудфандинг, надо быть активным, поэтому я вела работу в двух направлениях:

Мой проект был доступен на платформе чуть менее четырех месяцев. За это время пользователи платформы поддержали его 75 раз: люди отправляли и по 100 рублей, и по 10 тысяч – в итоге я собрала почти 90 тыс. руб. Этой суммы хватило на все, что я хотела, в том числе оплатить пакет участника выставки.

Сама выставка прошла удачно: книгу хорошо покупали, было много положительных отзывов, в том числе и потому, что была проделана большая работа по продвижению книги до публикации бумажной версии. Из минусов – пришлось повозиться с бюрократическими моментами по оплате налога на доход.

Всем, кто поддержал мой краудфандинговый проект, я подготовила призы, которые зависели от суммы поддержки: 

Для меня это был успешный и очень приятный опыт, который я могу оценить на твердые десять по десятибалльной шкале. Когда придет время, повторю его для других своих проектов. 


Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru.
Вы тоже можете оставить комментарии на запросы редакции:

Посмотреть открытые запросы

Читайте также:

Смотреть комментарии