Корпоративная практика157527

Dream team: как из группы людей сделать команду мечты

Шесть шагов для создания самоорганизованной, экспертной и профессиональной команды.

Обычно, когда я прихожу в новый проект или организацию, то вижу команду сотрудников, но не всегда ее можно назвать словом «команда». Очень часто это всего лишь группа людей, которые пришли сюда потому, что кто-то нанял их поработать вместе. В этой статье я хочу поговорить о том, чем группа отличается от команды мечты и что нужно сделать, чтобы стать dream team.

Но для начала давайте разберемся с терминологией. Приведу пример описания самоорганизованной команды из статьи Василия Савунова «Сам себе режиссер: как руководить самоорганизующейся командой»:

«В Agile есть понятие самоорганизованных команд. Это рабочие группы, в которых нет одного лидера, но каждый способен проявлять необходимые лидерские и организаторские навыки на пользу команды и ради достижения цели. Такие команды очень креативны, при этом они сами обеспечивают прозрачность своей работы, заранее оповещают руководство о проблемах, с которыми не могут справится сами, и способны открыто попросить о помощи.

Самоорганизованная команда принесет пользу компании даже вне Agile-подхода, так как в разы снижает необходимость контроля».

Когда я говорю о команде мечты, я представляю самоорганизованную команду, объединенную общей идеей, целью, рабочей атмосферой и жизнедеятельностью.

Как же происходит в реальности? Часто атмосфера в новых проектах выражена следующими признаками:

Детализируем далее общую атмосферу в группе на составляющие, которые транслирует каждый ее участник. Настрой каждого члена группы можно описать тезисами в левой колонке сравнительной таблицы, которым противопоставлены тезисы, относящиеся к команде мечты.

Признаки зрелости команды с точки зрения того, как думает и что чувствует участник

Группа

Команда мечты

Работа это рутина

Работа – это мое любимое дело

Нет информации

Информация приходит из разных источников

Нет понимания, почему я делаю эту задачу

Мне понятно, как моя задача связана с остальными задачами команды

Мне не хочется коммуницировать с членами команды

Очень просто обсудить проблему, возникшую при реализации задачи

Лучше помолчу, чтобы лишний раз себя не утруждать

Предлагаю новые идеи, излагаю свои мысли вслух

Ну не сделаю я – сделает кто-нибудь другой

Мой результат – вклад в общий результат команды

Рабочие процессы не устроены, не знаю к кому обратиться

Понятен общий производственный процесс и его этапы

Мой руководитель – странный, мне неинтересно, что он говорит, либо он говорит чушь

Смотрю на своего руководителя как на пример для подражания

Исходя из вышесказанного, хочется сформулировать отличительные признаки команды мечты:

Дизайн-мышление как методика создания команды мечты

Я большой фанат дизайн-мышления и применяла его принципы еще несколько лет назад, хотя и не знала, что это так называется. А когда я наткнулась на книгу Бернарда Роса «Привычка достигать. Как применять дизайн-мышление для достижения целей, которые казались вам невозможными», то уже знала на практике, что это работает.

И сейчас я попробую продемонстрировать основные принципы дизайн-мышления на примере создания команды мечты или самоорганизованной команды как продукта совместной работы лидера команды и ее участников.

Если вы хотите управлять самоорганизованной командой, вам нужно ее создать. Для этого нужно попробовать выполнять следующие шаги:

  1. Проникнуться чувствами и потребностями участников группы.
  2. Анализировать и формулировать проблему.
  3. Стимулировать команду создавать и генерировать идеи.
  4. Создавать прототипы и думать в контексте MVP.
  5. Стремиться проверять свои идеи и получать обратную связь про свой продукт.
  6. Создавать условия для развития команды и постоянно совершенствоваться.

Разберем каждый шаг.

Шаг 1. Проникнуться чувствами и потребностями участников группы

Воспитывайте и практикуйте в себе эмпатию – стремление понять участника команды, оказаться на его месте с теми возможностями и инструментами, которые он имеет в силу своего положения и роли в команде.

Потребности членов команды можно рассмотреть через пирамиду потребностей Маслоу:

Кликните на картинку, чтобы посмотреть в полном размере

  1. Согласно классической теории Маслоу, базовая потребность человека выражается в том, что ему «есть, чем себя прокормить». С точки зрения участника команды, сформулируем эту потребность как «наличие удовлетворенности в вознаграждении за труд». Если участник команды не имеет должного уровня оплаты труда, его практически ничем невозможно замотивировать.
  2. Следующая ступень пирамиды Маслоу – чувство стабильности и защищенности, отсутствие хаоса. Это тоже важная составляющая атмосферы в команде, ведь когда настроены процессы и правила работы, чувство прозрачности и понимания процесса возрастает.
  3. Потребность в принадлежности и любви с точи зрения участника команды может быть выражена в таких осознаниях как «Я – участник команды профессионалов», «Я ценю то, что работаю с такими умными людьми».
  4. Потребность в уважении для члена команды может быть выражена тем, что у него есть возможность делиться идеями и опытом, к которым прислушиваются другие участники команды.
  5. Познавательная потребность, как пятый уровень пирамиды Маслоу, может быть выражена в том, что участникам команды нравится работать над сложными задачами и они не воспринимают их «в штыки», а напротив с радостью берутся за них, чтобы достигнуть результата
  6. Эстетические потребности обычно присущи специалистам достаточно высокого экспертного уровня, когда понятна техника «как сделать», и хочется «сделать красиво».
  7. Потребность в самоактуализации наступает тогда, когда члены команды достаточно долго проработали над одними и теми же задачами, и в силу нарощенной экспертизы, они получают удовольствие от того, чем они занимаются, а также осознают, для чего они это делают.

Предлагаю попробовать оценить себя как эксперта с точки зрения уровней Пирамиды Маслоу. А потом, при разговоре с каждым участником команды или наблюдая за чьими то разговорами, попробовать оценить, что движет людьми в вашей группе и на каком уровне развития потребностей они находятся. Я уверена, вы увидите гораздо больше, чем видели до этого и сможете понять, почему тот или иной участник ведет себя именно таким образом, а не иначе.

Шаг 2. Анализировать и формулировать проблему

Теперь давайте задумаемся, а как мы решаем рабочие проблемы в группе. И попробуем решить их по-новому. Например, используя следующий подход:

Шаг 3. Создавать и генерировать идеи

Чтобы стимулировать сотрудников мыслить нешаблонно и видеть возможности там, где их обычно не видно, надо разрешать предлагать и обсуждать самые необычные решения.

Применять творческий подход к задаче получится, если смотреть на проблему с чистого листа, не опираясь на прежний опыт, давать возможность высказаться всем и опираться на мнение команды, а не принимать решения самостоятельно.

Шаг 4. Создавать прототипы и думать в контексте MVP

Что поможет на этом этапе:

Шаг 5. Стремиться проверять свои идеи и получать обратную связь о продукте

Обратная связь необходима как участникам команды от руководителя, так и руководителю от команды. 

Это может быть обратная связь на примере «одноминутного менеджера»: хвалить при всех, ругать один на один. Похвала является признанием вклада участника в общее дело команды. Если мы делаем это открыто, уровень доверия по отношению друг к другу и к вам, как к руководителю, повышается.

Другой важный момент, о котором руководители часто забывают – своевременная оценка результатов команды и передача ценности результата всей команде. Особенно после завершения проекта слова благодарности дают мощнейшую отдачу, потому что это опять про «признание вклада в работу команды».

А самое главное, всегда помните – вы один ничего не сделаете без команды, а она без вас – сделает. Худо-бедно, но сделает. Эта очень отрезвляющая мысль спасла многих тимлидов и команды.

Шаг 6. Создавать условия для развития и постоянно совершенствоваться

Советы для этого этапа:

Итоги

Мы обсудили все этапы дизайн-мышления с точки зрения создания продукта. Продуктом в нашем случае является самоорганизованная команда или, если сказать иначе, команда мечты.

А теперь предлагаю попробовать поприменять все эти практики в своих командах, и вы увидите как растет уровень ответственности и экспертности команды и как улучшается рабочая атмосфера и коммуникации между участниками команды.

Напоследок хочется задать философский вопрос: в чем искусство лидера команды? 

Мое мнение по данному вопросу таково: нет незаменимых руководителей и участников команд, но есть незаменимые команды.

Читайте также:

Смотреть комментарии