Корпоративная практика31461

3 важных условия для построения цепочек поставок в Китай и Индию

С какими проблемами столкнулись компании, которые настроились на торговлю со странами Юго-Восточной Азии? Что им необходимо для построения новых цепочек поставок?

Сергей Субботин, Regional Sales Planning Manager (Russia and CIS) at Komatsu

За последнее время многие российские компании столкнулись с полным обрывом цепочек поставок, ориентированных на западные рынки в связи с масштабными международными санкциями против России. В связи с чем российские импортеры направили свои взоры на рынки Китая и Индии.

При этом целые ряды импортных товарных сегментов имеют критический важное значение для российской экономики, и прерывание поставок таких товаров приводит к серьезным экономическим последствиям. Как пример, для добычи полезных ископаемых, авиаперевозок, строительного сегмента требуются запасные части. А значит, конечные пользователи требуют от своих поставщиков импортеров обеспечить бесперебойные поставки товаров. Как следствие, новые поставщики должны быть определены немедленно.

С такой задачей тысячи сотрудников Российских компаний отправились в Китай, Индию и другие страны Юго-Восточной Азии. Для многих компаний задача оказалась не исполнимой в заявленном виде. Они столкнулись со следующими проблемами:

  1. Выгорание персонала и его полная дисфункция, и это при том, что еще год назад эти же команды имели крайне высокую эффективность при работе с западными поставщиками.
  2. Крайне низкий уровень доверия между поставщиком и покупателем. Поставщики, видя высокий спрос, пытаются удовлетворить каждую заявку, не стремясь найти стратегического партнера, и требуют высокий уровень предоплаты (на первых сделках зачастую запрашивают 100%). Покупатель, в свою очередь, стремится найти нескольких поставщиков для более гибкого управления и снижения рисков, не стремясь определить стратегического поставщика.
  3. Цены на любые товары или услуги завышаются поставщиками, которые учитывают геополитическую ситуацию. Рыночные цены достигаются в основном только за счет объемов или стратегического партнерства если такое достигнуто.
  4. Незнание культуры и специфики рынков Юго-Восточной Азии является серьезным барьером для создания устойчивых цепочек поставок. Например, качество литых изделий из металла в зимний период в Индии снижается ввиду высокой влажности, что стоит учитывать для изделий, требующих высокой надежности. Примером культурных особенностей является крайне высокое влияние связей и личных отношений в Китае. Отсутствие связей и отношений значительно удлиняет и усложняет процесс выстраивания взаимодействия.
  5. Сложности с возможностью совершать платежи в различные юрисдикции.
  6. Сложности при проведении комплаенс-проверок поставщиков в связи с уходом западных банков и агентств, что значительно увеличивает риски.
  7. Высокий спрос на товары привлек производителей, традиционно работавших на внутренние рынки и не обладающих должной экспертизой при работе на экспорт. Как следствие, они не понимают специфику и требования. В результате возникают дополнительные издержки и риски.
  8. Выстраивание устойчивой цепи занимает от полугода.

Опыт последнего года показывает, что для успешного построения цепочек поставок компаниям необходимо обращать внимание на три важных фактора:

1. Команда

Компаниям придется обучать и перегруппировывать текущие команды. Операционные команды, хорошо справляющие с большими нагрузками, эффективно управляющие рисками недостаточно гибки и устойчивы для создания нового в условиях постоянного хаоса и абсолютной неопределенности. Основные навыки, которыми должен обладать лидеры в таких командах:

2. Конечная цель при поиске поставщиков: стратегическое партнерство

При подборе поставщика необходимо обращать внимание на следующие условия:

Если стратегического поставщика нет, его придется выращивать, что займет продолжительное время. В таких случаях важно увеличивать прозрачность и взаимосвязь. Как пример, это может быть инвестиция в бизнес-поставщика или высокая загрузка его производственных мощностей (>50%).

3. Связи

Привлечение экспертов, выстраивание новых бизнес-контактов через профессиональные и академические сообщества являются наиболее эффективными способами налаживания связей позволяющих эффективно выстраивать цепочки поставки.

Практика показала, что даже крупные компании несут значительные затраты, тратя месяцы на выстраивание устойчивых цепочек и теряя по ходу перегоревших сотрудников. Основной запрос от таких игроков направлен на концентрированное бизнес-образование, покрывающее следующие основные аспекты:

  1. Глубокое понимание культуры и специфики стран Юго-Восточной Азии;
  2. Контакты с бизнесом, представляющие собой выездные модули со множеством визитов на предприятия;
  3. Связи со студентами бизнес-школ, проживающими и работающими в странах Юго-Восточной Азии. Общие учебные модули;
  4. Привлечение экспертов с реальным опытом решения задач в текущих реалиях.

В качестве заключения можно с уверенностью констатировать, что построение устойчивых цепочек поставок в текущих реалиях в короткие сроки невозможен и скорее является исключением. Системный подход потребует от компаний серьезной работы с персоналом – реорганизации и обучения, а также привлечения экспертов и консультантов.


Узнать больше о бизнес-образовании с лучшими международными программами можно на сайте Центра международных программ MBA ФЭСН РАНХиГС (бренд Кингстон/РАНХиГС).

Партнерский материал

Читайте также:

Смотреть комментарии