Корпоративная практика30170

Какие новые направления и способы перевозок освоил бизнес в 2022 году

В прошедшем году бизнес довольно неплохо освоил новые логистические коридоры, правда, без новых сложностей тоже не обошлось, особенно инфраструктурных.

Ориентация на Восток

Весной 2022 года объемы экспортно-импортных поставок упали почти в два раза. Бизнесу потребовалось немало усилий для проработки новых коридоров на фоне скачков цен, ограничений на переводы в токсичных валютах и периодически возникающей паники. К осени ситуация постепенно начала стабилизироваться. К концу года аналитики уже ожидали снижение внешнего грузооборота не более чем на 15-20%. Прийти к таким показателям удалось благодаря оперативной перестройки логистических маршрутов, в первую очередь на Восток

Конечно, немаловажную роль в адаптации логистического рынка к новым экономическим и политическим условиям оказали меры поддержки со стороны Минэкономразвития. В частности, восстановление поставок в Россию за счет разрешения формата параллельного импорта. Это меры финансовой поддержки, упрощение формальностей при ввозе и меры валютного регулирования.

Начиная с лета 2022 года, мы наблюдаем всплеск интереса к расчетам в юанях, что является более надежным способом исполнения финансовых обязательств. Переводы, осуществляемые через прямые корреспондентские отношения, не влекут за собой рисков, сопоставимых с платежами в токсичных валютах. По сравнению с февралем-мартом 2022 года объем платежей в китайской валюте увеличился в несколько раз по количеству и по суммам.

Можно сделать вывод, что одним из лидеров в логистическом сегменте в течение второй половины 2022 года стало китайское направление. Несмотря на осторожное отношение КНР к формату транзитного коридора своей страны, объемы перевозок через пропускные пункты Россия — Китай возросли существенно.

По данным Главного таможенного управления КНР, за десять месяцев 2022 года торговый оборот между нашими странами увеличился на 33% (в сравнении с аналогичным периодом прошлого года) и составил $154 млрд. И это при антиковидных ограничениях, которые сдерживают работу во всех смыслах — от полной изоляции городов, где сосредоточены производители, до ограничения штата сотрудников, обеспечивающих документальное оформление.

Мощностей не хватает

Логистические маршруты китайского направления в основном обеспечены морским, железнодорожным и автомобильным видами транспорта. Наименее благоприятная ситуация к концу года наблюдается в морском направлении. Порт Находка давно нуждается в расширении и реконструкции. Во второй половине 2022 года морские погранпереходы на Дальнем Востоке работают с нагрузкой, превышающей 100%. А сроки доставки грузов из Китая в Россию в течение года доходили до 90 дней. Помимо вынужденных простоев, влияющих на сроки, для поставщиков существенно возрастают накладные расходы в виде платежей за хранение в терминалах.

Железнодорожные переходы, по заявлениям руководителей РЖД, выглядят самым перспективным способом доставки, но мощностей грузового ж/д транспорта явно недостаточно. Не теряет актуальности проблема нехватки контейнеров как общего назначения, так и контейнеров-рефрижераторов. Погранпереходы требуют модернизации и принципиально нового решения в части программного обеспечения и системы передачи информации. РЖД обнадеживает перспективой модернизации пунктов пропуска на китайской границе, а именно строительством новых путей и удлинением имеющихся на переходах Гродеково и Камышовая, а также созданием нового пункта пропуска через Приаргунск.

Здесь хотелось бы отметить усилия китайских партнеров, которые проявляют явный интерес к развитию двусторонней торговли между странами. Например, неожиданным и инновационным выглядит предложение китайской стороны, прозвучавшее на форуме TRANSTEC-2022 в Санкт-Петербурге, о разработке и строительстве трансграничного конвейера для перегрузки сыпучих грузов. Это перспективные планы, но на их реализацию потребуется значительное количество времени.

Самым мобильным вариантом международной доставки можно считать автоперевозки. Но и здесь отмечается перегруженность. На восьми многосторонних пропускных пунктах пропускная способность остается ограниченной. Бонусом автоперевозчикам в уходящем году стало открытие моста, соединившего Благовещенск с китайским Хэйхэ. Историческое событие. Новый пропускной пункт рассчитан на 190 грузовиков в сутки, в противовес 40, которые проходят через другие пункты.

В целом повышению нагрузки на переходы в среднесрочной перспективе могут способствовать, к примеру, «высокий сезон» перед китайским Новым годом и возможные меры китайских властей по снятию ковидных ограничений.

Спрос на логистические услуги на протяжении всего года оставался высоким, что влекло за собой их удорожание и увеличение сроков их предоставления. В 2022 году последствия пандемии наложились на общую нестабильность политической и экономической ситуации в мире, нарастающее санкционное давление. Все это довольно болезненно «проехалось» по логистической отрасли. Отложенный спрос, бум перевозок, удорожание услуг, рост нагрузки на пограничные пункты пропуска, таможенные терминалы и т. д.

Бизнес ищет новые направления и способы перевозок. Помимо Китая, это международные транспортные коридоры Север-Юг и Запад-Восток. Возникшая географическая диспропорция в торговле с Западом порождает не только новые возможности, но и напряжение в логистических коридорах. Тем не менее пути его преодоления постепенно намечаются.

Читайте также:

Смотреть комментарии