Корпоративная практика135389

10 практических советов начинающему ресторатору

Как открыть ресторан без опыта в ресторанном бизнесе, практичных советов и уникальных путей решения, основанных на личном опыте. Этапы – от концепции бренда до запуска кафе.

Вы решили стать ресторатором, но ничего не знаете о ресторанном бизнесе? Руководитель «играет в ресторатора», а исполнитель – вы? Добро пожаловать на борт! Вас ждет увлекательное путешествие в бизнес, который синтезирует в себе сферу производства, услуг, продаж и даже контроля качества.

Что делать? Куда бежать? С чего начать? Именно эти вопросы я задавала себе на этапе стартапа.

Моя история началась с того, что собственник компании, в которой работала, решил запустить новый бизнес – кафе здорового питания. Расстояние от аудиторской компании до кафе – как вокруг солнца, вокруг луны, через звезды и обратно. Но, как говорится, хозяин – барин. Сказано – сделаем. Ведь если есть идея – найдутся способы реализации. Замотивированная на успех, я нырнула в неизвестность.

Итак, с чего начать?

1. Учиться, учиться и еще раз учиться

Если вы новичок в области ресторанного бизнеса, учиться просто необходимо. Процесс обучения можно запараллелиться с разработкой брендбука, чтобы не терять драгоценное время. Когда я начала мониторить учебные заведения сферы ресторанного бизнеса, с удивлением обнаружила, что выбор очень велик. Здесь следует ориентироваться строго на концепцию бренда и подбирать обучение непосредственно под свою идею.

Лайфхак: Выбирайте индивидуальное обучение, или обучение, на котором вы сможете практиковаться. Так быстрее вникните в процесс!

2. Нейминг, брендинг

Начинающему ресторатору нужно определиться с концепцией. Менять концепцию в процессе категорически нельзя. То есть если вы решили открыть вегетарианское кафе, нельзя через месяц продавать там «совсем немного» мяса, чтобы повысить средний чек. Так вы потеряете свою целевую аудиторию, а потом и себя, как заведение.

Мне стоило огромных трудов уговорить собственника бизнеса расширить концепцию бренда от сыроедческой кухни до сыроедческой и вегетарианской вкупе. В итоге, целевая аудитория, разумеется, увеличилась.

Разработка бренда – задача ответственная и стоит доверить ее профессионалам. Ведь как «корабль назовешь, так он и поплывет».

Как выбрать брендинговое агентство? У хорошей брендинговой компании должен быть информативный сайт с примерами работ и отзывами клиентов. А у вас есть право выбора и еще – интуиция. Обязательно слушайте себя. Нам очень хотелось работать с одной компанией, но цена вопроса за разработку брендбука «под ключ» не вписывалась в бюджет. Я почти распрощалась с этой идеей, едва не подписав договор с другой компанией. Неожиданно «мечтаемое» брендинговое агентство согласилось на сделку, сделав нам хорошую скидку. Мы стали работать с ними. Благополучно отработали проект по экокафе, и в дальнейшем – сделали ребрендинг аудиторской компании.

Лайфхак: Работайте с теми, кто вам нравится. Пробуйте снижать стоимость! Это реально и возможно сделать путем уменьшения количества услуг (которые, на этапе стартапа вам вообще могут не понадобиться), не в ущерб качеству.

3. Будущий «дом» вашего бизнеса

При выборе будущего «дома» держите в голове концепцию проекта. Как новички мы не оценили должным образом состояние инженерных коммуникаций в помещении. Необходимое количество киловатт, возможность установки системы вентиляции, кондиционирования, вытяжки для кухонного оборудования – все это нужно зафиксировать в договоре аренды. Важно запросить у инженерной службы арендодателя необходимую информацию относительно состояния всех систем помещения.

В процессе ремонта мы столкнулись с тем, что необходимое для производства количество киловатт существовало лишь в теории. На практике же пришлось за свой счет тянуть кабель, согласовывать с проектировщиками, закупать материалы, оплачивать работу электриков, хотя всего этого можно было избежать! Мало того, что это неприятно, влечет за собой дополнительные расходы и трудозатраты, главное – это затягивает запуск объекта. После того, как договор подписан, а в помещении уже идет ремонт, арендодатель не станет устранять недочеты, и вам придется делать это своими силами и за свой счет!

Лайфхак: После осмотра помещения и переговоров следует составить перечень основных моментов относительно инженерных коммуникаций, чтобы зафиксировать в договоре аренды.

4. «Арендные каникулы»

В тайминг «арендных каникул» необходимо заложить время, затраченное на полную реализацию проекта: от строительных работ до запуска объекта, учитывая проектирование, согласование, изготовление мебели. К концу «арендных каникул» мы столкнулись с тем, что мебель не готова. Она изготавливалась на заказ почти месяц. Итог неправильно подготовленного графика – повышение инвестиционного бюджета.

Лайфхак: Если арендодатель не идет на продление срока «арендных каникул», просите снижения арендной платы на текущий месяц, аргументируя масштабностью работ. Как правило, собственники идут на встречу в этом вопросе. Любая скидка на этапе стартапа сбережет ваш бюджет.

5. Проектирование

Пакет проектной документации по возможности лучше подготовить до начала строительных работ. Это сэкономит вам средства и время, а главное – позволит открыться технически грамотно. Лучше работать с проектной компанией, которая находится в вашем городе. В процессе работы обязательно возникнут ситуации, когда необходимо будет дорабатывать проект на месте. Так вы сможете избежать дополнительных затрат и недопонимания.

Мы столкнулись с тем, что в результате неверной очередности исполнения проектов, пришлось доделывать и переделывать предыдущие.

Лайфхак: Определить очередность реализации проектов, заложить предельный бюджет исполнение, чтобы не пришлось вносить коррективы в процессе работы с целью снижения затрат и в ущерб качеству.

6. Для любой работы нанимайте только профессионалов

Абсолютно согласна с Д.Портнягиным в том, что «самое простое и гениальное правило подбора персонала звучит примерно так: нанимайте только тех, кто разбирается в работе, которую ему предстоит делать, лучше вас». Это действительно так и касается всех ступеней реализации проекта.

С некомпетентностью работников наша команда столкнулась на разных стадиях воплощения проекта в жизнь. На этапе строительных работ собственник бизнеса решил сэкономить на профессионалах. Итог: некачественная работа, затраты на новую бригаду строителей, которым пришлось не просто сделать ремонт, а переделать его, что обошлось гораздо дороже. Правило «скупой платит дважды» работает на 100%.

На этапе подбора персонала мы столкнулись с отсутствием узкопрофильных специалистов в нашем регионе. Принимали на работу, как нам казалось, кандидатов, которые могут научиться, но…. они не научились. В итоге мы потеряли время и деньги.

Лайфхак: Нанимайте только профессионалов! Ищите в других регионах, предлагайте более выгодные условия работы, но не нанимайте людей, которые не разбираются в своей работе. Иначе вам придется работать за всех самому.

7. Найти хорошего мебельщика, как удачно выйти замуж

Мы очень тщательно выбирали поставщика мебели. Хотелось, чтобы мебель максимально соответствовала задумке дизайнера. Было принято решение выполнить мебель на заказ. Мебель – одна из самых затратных статей в данном проекте. А потому, мы старались обезопасить себя как могли. Проверяли поставщика на сайте ФНС, обзванивали его предыдущих заказчиков, прислушивались к интуиции и все равно не смогли всего предусмотреть. Наш поставщик был иногородний. Разумеется, он прилетел на переговоры, в процессе которых были достигнуты определенные договоренности. Но негативных моментов избежать, к сожалению, не удалось. В процессе сборки мебели выяснилось, что за «доделки» и «сборки» нам необходимо доплатить. Суммы нас неприятно удивили. Но это было не критично. Шок был, когда мы поняли, что наша мебель ломается и выходит из строя еще до открытия кафе... Выяснилось, что поставщик часть мебели изготавливает не сам, нанимая в свою очередь других подрядчиков.

Лайфхак: По возможности работайте только с проверенными поставщиками мебели, следуйте рекомендациям людей, которым вы доверяете. Так вы сэкономите время, средства и сохраните репутацию.

8. Оборудование

При подборе оборудования мы постоянно задавали себе вопросы: «Что производить? Сколько производить? Для кого?». Ответив на вопросы четко, вы поймете, какое именно оборудование вам необходимо. Приобретать оборудование по возможности лучше в своем городе или хотя бы с сервисным и постгарантийным обслуживанием. Отмечу, что только во время установки и работы оборудования в тестовом режиме у нас появилось множество вопросов по поводу его эксплуатации. Не говоря уже о том, что через короткий промежуток времени вышла из строя дорогостоящая холодильная камера. У нас появилась возможность оценить все удобства вышеуказанной опции, когда специалист в считанные часы приехал и устранил неполадки. Это важно! Потому что, когда в вашем кафе будут сидеть гости, и что-то вдруг выйдет из строя, вы будете знать, куда обратиться.

Лайфхак: Оборудование необходимо покупать с сервисным и постгарантийным обслуживанием.

9. Фокус на детали

Микеланджело Буанарроти говорил, что «внимание к мелочам рождает совершенство, а вот совершенство уже не мелочь» – и это действительно так. В тот момент, когда вы решили вступить на путь ресторатора, вы должны смотреть на ресторанный бизнес не с позиции обывателя, а с позиции профессионала. Что это значит?

Лайфхак: При походе в ресторан, кафе, пекарню – отмечайте детали, которые вам понравились, и берите их на заметку. Никто не говорит, что нужно украсть идею, но синтезировать и создать лучшее, вдохновившись работами других, никто не запрещает.

Этот список можно продолжать бесконечно. Я до сих пор, заходя в ресторан или кафе, подмечаю нюансы и мелочи. Все эти, казалось бы, незначительные детали и создают впечатление о вашем «доме».

10. Кухня – это главное

Я оставила этот пункт напоследок не по очередности, а именно потому, что он самый важный в ресторанном бизнесе.

Соглашусь с известным испанским шеф-поваром Ферран Адриа в том , что «главный успех ресторатора заключается в умении делать людей счастливыми. Ведь удовольствие от еды – это как удовольствие от занятия любовью. Только, занимаясь любовью, у тебя задействованы все те же органы чувств, что и в нашей гастрономии. Ты можешь, как и в любви – прикасаться, внимать запахи, все пробовать на вкус – ну, вы меня понимаете, кому что нравится»…

Лайфхак: Можно нанять самых лучших дизайнеров интерьера, создать невероятную атмосферу, нанять высококлассный персонал, но если у вас невкусно – вы потеряете все! Поэтому самое большое внимание стоит уделить именно кухне. В частности подбору шеф-повара кафе или ресторана.

* * *

Ресторатору необходимо гореть и жить идеей своего бизнеса, строить «дом своей мечты» самому, принимая удары на себя. А сильная и сплоченная команда – это главный ресурс любого руководителя.

Итогом работы нашей команды стал успешный запуск кафе здорового питания. Время, затраченное на реализацию от идеи до открытия – 1 год! Полагаю, что это небольшой срок для реализации столько масштабного проекта. Все предусмотреть, разумеется, невозможно. И, конечно, у каждого будут свои камни преткновения. Но если у вас есть желание и «жжение в груди» – все обязательно получится. А результат порадует не только вас, но и гостей вашего «нового дома».

Смотреть комментарии