Чтобы грамотно сформулировать уникальное торговое предложение (УТП) необходимо исходить не из того, что вы можете предложить своим клиентам, а из того, что хотят ваши клиенты. Данный метод позволяет разобраться в том, что нужно потребителю, какими особенностями обладает каждый сегмент покупателей, каковы их уникальные потребности.
Зачем это нужно?
Персонаж – это типичный представить ядра вашего целевого сегмента. Это не конкретный человек, а собирательный образ нескольких схожих типов клиентов.
Например, вы продаете внедорожники, и покупателями данного товара могут являться разные группы людей, с разными ценностями и потребностями. И для того, чтобы каждый из этих различных групп обратил внимание именно на ваш салон, необходимо обеспечить точное попадание в целевую аудиторию. Для бизнесмена, который эксплуатирует автомобиль преимущественно в городе, будет важно удовлетворить такие свои потребности, как престиж и безопасность, а для фермера, который проживает за городом, будут важны надежность и эргономичность.
Очень важно уделить достаточно внимания сегментированию целевой аудитории, так как построить эффективное позиционирование своего товара по принципу «все для всех» – наихудший из подходов.
Как создать УТП с помощью метода персонажей?
Для решения этой задачи можно воспользоваться простой схемой:
Целевая аудитория | |
↓ | |
Персонаж с уникальными потребностями | |
↓ | |
Потребности | |
↓ | |
Критерии удовлетворения | |
↓ | |
Выгоды для персонажа | |
↓ | |
Ценности важные для персонажа |
Для составления карты персонажей, в которой бы наглядно можно было получить информацию о всех сегментах аудитории, рекомендую использовать интеллект-карты. Благодаря им гораздо проще визуализировать мыслительный процесс и обеспечить 100% попадание в «боли» каждого представителя аудитории.
Как видно из схемы, приведенной выше, описание сегмента не ограничивается полом и возрастом. Для более лучшего понимания целевой аудитории гораздо важнее другие параметры: способ принятия решения, интересы, психологические особенности, образ жизни. Для большей эффективности постарайтесь визуализировать своего персонажа внешне, подробно описать его интересы, род занятий, как он проводит досуг, в какое время дня/момент жизни ваш товар сможет помочь решить его задачи.
Метод, конечно, крайне полезен, но хорош в меру. Не нужно пытаться описать всех-всех предполагаемых персонажей: это может оказаться нерациональной тратой времени. Для создания эффективного позиционирования достаточно в среднем пяти-семи портретов.
Однако для того, чтобы этот метод заработал, недостаточно формальных описаний. Необходимо проинтервьюировать представителей вашей ЦА, выявить в ответах закономерности и, на основе полученных данных, детально описать каждого персонажа.
Пять советов по описанию сегментов ЦА
- Избегайте абстракции. Чем точнее и конкретнее будет ваше описание, тем качественнее вы сформулируете УТП для типажа.
- Делайте описания персонажей живыми, добавьте эмоций. Так вы сможете точнее представить людей, которые стоят за обобщенным портретом.
- Всегда оперируйте не только к прямым выгодам, но и к истинным ценностям, которые важны для каждого персонажа.
- Не пытайтесь описывать персонажей, ориентируясь на свое представление о них. Гораздо продуктивнее провести интервью с уже существующими клиентами. Более достоверную информацию можно получить, задав также вопросы сотрудникам отдела продаж, которые взаимодействуют с клиентами напрямую.
- Быстро сегментировать целевую аудиторию и составить несколько портретов позволяет метод 5W, разработанный Марком Шеррингтоном. Суть его в том, что вам нужно дать ответы на пять вопросов, которые объединяют покупателей по нескольким признакам.
- Что? (What?) Первый вопрос позволяет сегментировать свой ассортимент. Например: мороженое порционное в упаковке, развесное, необычное.
- Кто? (Who?) Второй вопрос позволяет сегментировать потребителей по типам. Например: малый бизнес, розничные клиенты, кафе.
- Почему? (Why?) Третий вопрос позволяет сегментировать клиентов по мотивации к совершению покупке. Почему они у вас покупают? Например: бесплатная доставка, разнообразный ассортимент, натуральные ингредиенты.
- Когда? (When?) Четвертый вопрос позволяет сегментировать клиентов по обстоятельствам, сопутствующим покупке. Например: спонтанная покупка на улице, плановая к празднику.
- Где? (Where?) Пятый вопрос дает возможность провести сегментацию покупателей по каналам продаж, которыми они обычно пользуются. Например: палатка в парке, в электричке, на фестивале.
Если вы сформулируете конкретное УТП каждому персонажу, вам будет проще достучаться до своего клиента, обратить его внимание на ваше предложение, привлечь более качественный трафик и отстроиться от конкурентов. Выявление потребностей каждого сегмента аудитории и предложение индивидуальных решений с помощью вашего товара или услуги – ключ к построению успешной маркетинговой коммуникации.
Данный метод используется не только для более точного понимания своей целевой аудитории, разработке УТП, но для проектирования сайтов. Именно с понимания своей аудитории начинается клиентоориентированность.