По данным «Деловой России», около 500 тыс. предпринимателей с начала 2017 года столкнулись с массовыми отказами в проведении операций и блокировками счетов.
Фото: pixabay.com
- Что случилось с банками?
- На каком основании блокируют счет?
- Правы ли банки?
- Есть ли шансы у предпринимателя?
- Что показывает судебная практика?
- Какие последствия будет иметь блокировка?
- Как предотвратить блокировку?
- В чем причина происходящего?
- Как прекратить неправовую практику?
Агрессивное поведение банков по отношению к бизнесу портал BFM.ru объясняет следующим образом: «На банки возложена контрольная функция. Они обязаны бороться с легализацией доходов, полученных преступным путем, следить, чтобы деньги не ушли террористам и так далее. В связи с этим банк может остановить операции с подозрительным контрагентом. А для компании это может быть оплата по договору, невыполнение которой приводит к пенни и штрафам. Итоговое решение о блокировке принимает банковский специалист, который не обязан разбираться в специфике бизнеса каждого клиента».
Отказать предпринимателю в обслуживании могут и при открытии счета, и на любом этапе работы. Банкиры объяснять происходящее не торопятся: в комментарии автору Executive.ru отказали четыре кредитные организации.
На практике, рассказывает руководитель юридического департамента Castle Family office в России и СНГ Роман Алексеев даже несущественные суммы могут стать поводом для того, чтобы банк захотел попрощаться с клиентом. Это, считает юрист, явное злоупотребление положениями 115-ФЗ со стороны кредитной организации. Причем банку часто не интересно, платятся ли реально налоги или нет (например, ИП может их платить со своего личного счета). Ему важна история к конкретно взятым счетом и выполнение рекомендаций ЦБ «до буквы».
Предприниматели в подобной ситуации первым делом обращаются в банк с требованием обосновать блокировку. Зачастую ответ оператора не бывает четким, именно поэтому следует добиваться однозначно указанного основания. Ситуация осложняется отсутствием механизма реабилитации тех, кто попал в так называемый черный список, то есть, по мнению банка, совершил сомнительную операцию.
В судебном порядке, указывает Роман Алексеев, можно взыскать с банка все убытки, проценты за пользование чужими денежными средствами и часть комиссии за годовое обслуживание. Если предприниматель пострадал безосновательно и представил все запрошенные им документы, суды зачастую встают на его сторону.
Нужно понимать, что обслуживание малого и среднего бизнеса является приоритетом далеко не для любого банка, констатирует генеральный директор «Лорес Консалтинг» Антон Полишкис. Несовершенство текущего законодательства проявляется еще и в том, что, получив однажды блокировку счетов, предприниматель получает «клеймо» в системе финмониторинга и, даже если счет удастся разблокировать, вести деятельность ему потом трудно.
В этой ситуации помогут только советы знакомых об их опыте сотрудничества с банками, а также выбор опытного бухгалтера, который проверит контрагентов, не забудет провести налоговый платеж, проведет внутренний аудит и подскажет, где в будущем могут появиться проблемы с отчетностью, и так далее. «Профилактика здесь играет важную роль, лучше всего не доводить до блокировки счета. Чтобы разблокировать, нужно потратить гораздо больше времени и сил, чем на профилактику», – говорит Антон Полишкис.
Происходящее – часть своеобразного триптиха под названием «система против общества», уверена директор Института развития государственно-частного партнерства Диана Гуц. Первой и, пожалуй, самой безобидной его частью эксперт называет массовые отказы в кредитовании субъектов малого и среднего бизнеса. Вторым – блокировку счетов юрлиц. Возможным третьим шагом станет блокировка счетов физических лиц.
Диана Гуц считает, что решение проблемы находится, прежде всего, в правовой плоскости. Необходимо четко регламентировать основания, на которых применяется подобного рода блокировка, ввести ее максимальный срок, установить перечень документов, которые необходимо предоставить сотрудникам банков с целью верификации всех операций. Для решения проблемы бизнес-омбудсмен Борис Титов уже обратился в Банк России с предложением создать службу по защите бизнеса от подобных действий и привлечению банкиров к ответственности за блокировку без оснований.