Есть как минимум три причины, по которым к динамике сектора IT сейчас приковано особое внимание.
Во-первых, в условиях информационной революции информационные технологии проникают во все отрасли, меняют деловые модели, принципы менеджмента и становятся ключевым фактором развития как на микро-, так и на макроуровне.
Во-вторых, это именно тот сектор, в котором отечественные участники рынка имеют сильные позиции, готовы к конкуренции на глобальном рынке. Оба фактора в совокупности говорят о том, что сектор IT, при правильном его стимулировании, способен стать локомотивом роста российской экономики.
Но препятствием такому развитию событий может послужить третья причина особого внимания к сектору: шок 2022 года, когда внутренний рынок покинули многие иностранные конкуренты и до 100 тыс. специалистов. Шлейф этого шока продолжает влиять на развитие сектора, хотя сила влияния постепенно снижается.
Почему 2023 год стал пиковым для IT в России
Начиная с 2022 года поведение IT-отрасли диктуется реакцией на внешний шок в виде масштабных санкций и ухода иностранных поставщиков услуг и продукции. Из-за отсутствия единого источника, данные о динамике отрасли, публикуемые разными авторитетными изданиями, во многом противоречат друг другу. В частности, оценки размера сектора примерно в 3,5–4 трлн руб. явно включают в себя медленно растущий телеком-сегмент. А значения роста рынка IT, исчисляемые десятками процентов, явно даются без учета этого сегмента.
Тем не менее ясно, что самый высокий рост сектор IT испытал в 2023 году – на 33%, в 2024 году началось замедление (рост только на 22%, по данным tadviser.ru), которое продолжится и в 2025 году (отмечается снижение прироста примерно до 10%, по данным CNews). Что естественно. Ни одна экономическая система не способна на протяжении длительного времени расти столь экстремальными темпами, как IT в 2023 году. Но даже замедляющийся рост сектора IT будет заметно выше динамики ВВП экономики страны в целом.
Феноменальный рост 2023 года для IT последовал за осознанием ситуации и выработкой участниками сектора новых стратегий. Градация по годам связана с годовым циклом планирования, принятым в бизнесе.
Как развивались разные сегменты IT-рынка
На 2023 год пришлась реакция наименее капиталоемкого и наиболее крупного сегмента услуг IT, поэтому в том году рост сектора оказался самым быстрым. Этот сегмент сумел наиболее быстро отреагировать на рост спроса запуском проектов внедрения и замены иностранного программного обеспечения. Кроме того, рост спроса вызвал и рост цен в сегменте примерно на 30%.
Рост сектора ПО разгонялся немного дольше за счет необходимости разработки и предложения новых продуктов в рамках импортозамещения. В 2024 году на рынке появилось предложение новых программ в корпоративном секторе, началось импортозамещение в банковском секторе. Так, наша компания повысила свои продажи, разработав и предложив потребителям специализированный продукт для управления производством, интегрируемый в систему 1С ERP.
Более длительный временной лаг реакции – у менее крупных сегментов оборудования IT и облачных сервисов. Для роста предложения оборудования необходимы инвестиции в производство. А сегменту облачных сервисов для роста необходимо оборудование, что удлиняет его временной лаг реакции.
Спрос на услуги IT и программное обеспечение к началу 2025 года уже удовлетворяется, а пролонгированный характер роста данных сегментов вызван продолжительностью проектов внедрения программных решений и дальнейшей разработкой нового программного обеспечения.
Наиболее явный потенциал роста сейчас имеют сектора оборудования IT и облачных сервисов. На рынке облачных услуг наблюдается дефицит, вызванный миграцией клиентов на отечественные сервисы с иностранных и миграцией на облачные сервисы с корпоративных сетей. Этот дефицит сейчас закрывается с задержкой на год и более.
Чего не хватает сектору IT
Главным сдерживающими факторами роста сектора IT являются санкции, недостаток конкуренции и дефицит кадров, измеряемый по разным оценкам от 500 тыс. до 1 млн специалистов. Это долгосрочные факторы, изменить которые по мановению волшебной палочки невозможно. Специалисты, способные брать на себя ответственность за результат, выращиваются не за один год.
В целом отечественный сектор IT значительно изменился. Иностранные компании, которые будут возвращаться к нам после снятия санкций, столкнутся с гораздо более мощной конкуренцией со стороны отечественных участников рынка, чем ранее. Сейчас доля IT-сектора в ВВП страны оценивается примерно в 2,2% (со слов Михаила Мишустина на пленарной сессии форума Digital Almaty 2025 «Industrial AI: технологии для новой эры» 31 января 2025 года). Что уже немало.
IT сектор способен стать одним из локомотивов экономического роста. Но для этого наш он должен интегрироваться в глобальный рынок и глобальные технологические цепочки. Продавать свои услуги на мировом, а не на ограниченном отечественном рынке. И успешно конкурировать с лучшими мировыми игроками. Мы к такой конкуренции готовы.
Читайте также: