Риски и возможности1022850

Налоговая реформа 2024: как новый закон повлияет на российский бизнес

Вырастут ставки НДФЛ и налога на прибыль компаний, а также порог для применения упрощенной системы налогообложения. К чему это приведет?

28 мая 2024 года Министерство финансов РФ внесло в правительство законопроект о налоговых поправках. 3 июня его внесли в Госдуму. Депутаты планируют рассмотреть его в течение 30 дней. Если проект примут, то нововведения вступят в силу с 2025 года.

Как изменятся ставки НДФЛ

Сейчас ставка НДФЛ составляет 13% для всех и 15% для граждан с доходами выше 5 млн руб. в год. Минфин предлагает сделать 5-ступенчатую шкалу. Для доходов до 2,4 млн руб. в год сохранится ставка 13%, до 5 млн руб. – 15%, от 5 до 20 млн руб. в год — 18%, от 20 млн до 50 млн руб. в год — 20%, а для доходов свыше 50 млн руб. в год — 22%. Повышенная ставка будет применяться к сумме дохода сверх «базовых» 2,4 млн руб. в год.

То же самое ждет ИП на ОСН, доходы которых в течение года превысят 2,4 млн руб.

Как изменятся ставки налога на прибыль компаний

Ставку налога на прибыль предлагают повысить с 20% до 25%. Для IT-компаний с 2025 года отменят обнуление налога на прибыль — предполагается, что они будут платить налог по ставке 5%.

Планируется, что мера позволит отказаться с 2025 года от курсовых экспортных пошлин. 

Инвестирующие компании получат поддержку, в том числе – возможность инвестиционного налогового вычета на бессрочной основе.

Что изменится для малого и среднего бизнеса

Минфин предлагает увеличить пороги применения упрощенной системы налогообложения (УСН) — по доходам с 265 млн до 450 млн руб., по остаточной стоимости основных средств — со 150 млн до 200 млн руб. При этом бизнес с доходами свыше 60 млн руб. должен будет платить НДС (сейчас на УСН НДС не взимается).

Для уплаты НДС будет предложено два варианта — либо 20% (10% для определенной категории товаров) со всеми вычетами, либо 5% без права на вычеты при доходах до 250 млн руб. или 7% при доходах до 450 млн руб.

Также будут снижены страховые взносы с 15 до 7,6% для малого производственного бизнеса, за исключением ряда сфер — производства напитков, табака, металлургии, нефтепродуктов.


Как нововведения повлияют на российский бизнес и экономику страны? Кому придется тяжелее всего? Как отразится на обычных гражданах? Редакция Executive.ru задала эти вопросы экспертам. Публикуем их комментарии.

Альбина Губайдуллина, налоговый эксперт, к.э.н., управляющий партнер АФ «Палладиум»

Как нововведения повлияют на российский бизнес?

Отмена курсовых экспортных пошлин, возможность получения федерального инвестиционного вычета, конечно же, будут с радостью восприняты бизнесом. Кроме того, при добровольном отказе от дробления бизнеса будут проведены мероприятия по прекращению обязанности по уплате налогов, пеней, штрафов (амнистии), не уплаченных в результате дробления бизнеса налогоплательщиков.

Однако в законопроекте, главным образом, сделан акцент на увеличении налогового бремени для ряда субъектов предпринимательства, в частности для тех, чьи доходы превышают 60 млн руб., физических лиц, чьи доходы превышают 2,4 млн руб. в год и ряд других мер, направленных на установление социального равенства и достижение всеобщих интересов. По идее законодателя, данные нововведения обеспечат плавный и поэтапный переход на общий режим налогообложения налогоплательщиков, применяющих УСН.

Кому придется тяжелее всего?

Как было отмечено, наиболее болезненно данные меры будут восприняты бизнесом, чьи годовые обороты превышают 60 млн руб. Более того, увеличение НДПИ также будет иметь немаловажное значение и окажет дополнительную фискальную нагрузку на ряд предприятий промышленной отрасли.

Как отразится на обычных гражданах?

Нельзя не отметить, что сумма годового дохода, установленная как предел для сохранения действующей ставки НДФЛ (13%) в размере 2,4 млн руб., для физических лиц, фактически в 2 раза ниже предела, установленного на сегодняшний день в 5 млн руб. Несложно посчитать, что данная мера приведет к пополнению бюджета, особенно это скажется на крупных городах федерального значения, в которых уровень заработной платы, как правило, превышает средний по стране.

Как это повлияет на экономику России?

Как отмечается в проекте, в 2025 году ожидаются дополнительные доходы НДФЛ в размере порядка 533 млрд руб., дополнительные поступления в федеральный бюджет по НДС в объеме 473 млрд руб. Таким образом, принятие законопроекта приведет к дополнительным доходам бюджетов бюджетной системы в размере порядка 2,6 трлн руб. в 2025 году. Нужно сказать, что это весьма значительная сумма.

Данные средства, вероятнее всего, будут направлены на реализацию целей, поставленных президентом и правительством РФ на ближайшие годы. И как нас заверяет законодатель, принятие проекта федерального закона не приведет к негативным социально-экономическим и финансовым последствиям.

Сергей Зайнуллин, генеральный директор консалтинговой компании «Астахов, Хорошев, Зайнуллин и партнеры»

Доля работающих россиян с высоким уровнем дохода невелика. По данным Росстата: 77,3% населения зарабатывают до 60 тыс. руб. в месяц, 15,3% населения – от 60 тыс. до 100 тыс. руб., 7,4% населения – от 100 тыс. руб., 3.2% населения – от 200 тыс. руб. в месяц. При этом рост доли высоокоплачиваемых россиян произошел за год на 1,7 процентного пункта во многом за счет роста денежного содержания участников СВО. Что касается сверхбогатых с доходом более 1 млн руб. в месяц, то таких около 0.1%.

В законопроекте не планируется увеличивать налоги в отношении НДФЛ доходов участников СВО, налог на профессиональный доход для самозанятых и упрощенную систему налогообложения для индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, повышение коснется порядка 3 % экономически активного населения. При этом большинство из них вряд ли из-за повышения ставки на 2% пункта на сумму, превышающую 2,4 млн руб. в год, будут уходить в тень или получать серую заплату в конвертах, так как именно эта категория – основной получатель ипотеки, крупных кредитов на автомобили и т.д. и ей нужно подтверждать официально свой доход.

Что касается группы, с доходом свыше 50 млн руб. в год, то высокооплачиваемые госслужащие, топ-менеджеры корпораций не будут скрывать свои доходы, их единицы. Бизнесмены же, как правило, не получают свой доход в виде заработной платы, а в виде дохода как предприниматели с базовой ставкой 6% или через выплату дивидендов, ставка на которые не планируется меняться, (остаются те же 13% и 15%) В консолидированном бюджете России (включающем федеральный, региональный, местный) доля НДФЛ порядка 10%, но в бюджете регионов она может доходить до 85% в зависимости от региона.

Существеннее всего предприятия заденет повышение налога на прибыль, вследствие чего дивидендная доходность бизнеса для инвесторов упадет и здесь возможны попытки искусственного снижения прибыли. Кроме того, снижения доли необлагаемого НДС оборота компаний с УСН будет стимулировать активное дробление малого и среднего бизнеса, с чем последние годы боролись, повышая лимиты для УСН

Оксана Соболева, руководитель налоговой практики юридической фирмы Bishenov&Partners

Данные нововведения затронут в большей части примерно 30-40% компаний на УСН, связанной с увеличением налоговой нагрузки по НДС и прогрессивной шкалы, при этом, скорее всего, им нужно будет перестроиться на ведение полноценного учета доходов и расходов и пересмотр контроля за наличием входящего НДС.

Так как компании, в большей части использующие УСН, осуществляют деятельность по услугам, где основной расход – это ФОТ в отсутствии входящего НДС, то будет увеличение цен практически на все услуги: коммунальные услуги, транспортные перевозки, юридические и иные услуги, где обороты стабильно от 60 до 250 млн руб.

Это, в свою очередь, повлияет на увеличение и пересмотр договорных отношений, при этом чистая прибыль компаний значительно уменьшится, нужно будет оплачивать практически 45-50% с каждого полученного рубля государству, а при низкой маржинальности бизнес не будет способен существовать, поэтому самой прибыльной, наверно, останется сфера IT.

Что касается повышения ставок по налогу на прибыль, то он также увеличивает долю налоговой нагрузки в федеральный бюджет, но это уже было в кризисные времена. Так, в 1995—2001 годах базовая ставка налога составляла 35% и была выше для банков, страховщиков и др., в 2002—2008 годах унифицированная ставка была равна 24%. Это связано с тем, что увеличение ставки именно в федеральный бюджет будет способствовать продолжению финансирования федеральных программ, в том числе ВПК, социальных и инфраструктурных объектов и т.д., что также в целом должно с пониманием откликнуться в сфере российского бизнеса.

Также данные поправки окончательно лишают возможности дробления, и те, кто ранее использовал компании до 250 млн на УСН, будут пересматривать свои процессы и переходить на ОСНО. Что касается применения амнистии, то она, по моему мнению, пока не отражает то, что хотелось видеть. Так, она будет действовать только с проверок 2022-2024 года, и если у вас уже проверка и есть налоговые доначисления, то амнистии можно не ждать.

Данные поправки являются предвестником того, что любые налоговые оптимизации, которые были ранее до введения ст. 54.1 НК РФ, будут не законны и не выгодны априори. В части последствий для бизнеса по прогрессивной шкале, то большая часть компаний, относящихся к малому и среднему бизнесу, имеют около 80% работников с заработной платой до 200 тыс. руб.

Это не относится к компаниям, которые являются крупным бизнесом, связанным, например, с горнодобывающей, нефтегазовой деятельностью, с вахтово-северными работниками – там оклады специалистов по рабочим специальностям могут быть и свыше 200 тыс. руб., а также высокомаржинальному бизнесу, такому, как инвестиционные компании и фонды, банковский сектор, IT-компании и весь управленческий персонал.

Поэтому поправки могут повлиять на получение чистого дохода, но, с другой стороны, данный подход выравнивает разные слои населения и увеличивает шансы к достижению показателей по снижению бедности в стране.

Читайте также:

Смотреть комментарии