Примеры, о которых вы прочитаете, содержат преувеличения, а все персонажи — вымышленные. Но если вдруг бывали в похожих неприятных ситуациях — поделитесь опытом в комментариях.
1. Ловушка. Субаренда
Антон нашел помещение для своего бюро переводов. Его сдавал в субаренду бизнесмен Владимир. Антон к субаренде относился с подозрением, но тут все было — не подкопаться.
Как объяснил Владимир, он перевел команду на удаленку. Офис в центре Москвы остался — срок аренды еще не истек. Вот и решил сдать, тем более право на субаренду было прописано в договоре.
Антон договор посмотрел и убедился — все законно. Заплатил за 2 месяца вперед и въехал. Как же он удивился, когда через месяц приехал владелец офиса и попросил выехать. Оказалось, срок аренды закончился — и субаренды тоже. Владимир куда-то испарился, а Антон потерял 30 000 — и ему еще повезло.
Если бы Антон читал договор внимательнее, заметил бы: срок действия заканчивался ровно через месяц. Автоматически заканчивалось и право Владимира сдавать офис в субаренду.
В субаренде нет ничего страшного — если помещение сдают по закону и с согласия собственника. Снимая офис в субаренду, проверьте:
- право на субаренду;
- срок действия договора аренды;
- наличие оригиналов правоустанавливающих документов.
2. Ловушка. Договор аренды
Лена приехала в риелторское агентство — подписывать договор аренды. Наконец-то закончились поиски и просмотры. Осталось поставить подпись и перевести деньги, и можно ввозить оборудование для ателье.
Вчитываться в 10 страниц мелкого текста — долго и нудно. Поэтому Лена попросила агента кратко рассказать о подводных камнях договора. Та ее успокоила: все прозрачно, срок аренды — 11 месяцев, плата — 40 000, неустойка совсем маленькая.
Прошло полгода. Ателье выросло в два раза. Лена связалась с собственником, чтобы расторгнуть договор и снять новое помещение, побольше. В ответ пришел счет на 40 000 — в договоре прописана неустойка в размере месячной аренды.
Если бы Лена не поленилась прочитать договор, обратила бы внимание: неустойка вовсе не «небольшая». В цифрах нет ничего страшного, их можно обсудить и изменить. Главное — вовремя заметить.
Уверены, что не расторгнете договор раньше срока и не испортите мебель? Все равно убедитесь, что выплата неустойки или компенсации не разорит вас.
Проверяйте:
- срок действия договора;
- условия внесения платежей;
- размер неустоек и пеней;
- условия расторжения договора;
- всю финансовую часть договора.
3. Ловушка третья. Недееспособные подписанты
Виктория сняла просторный офис с видом на Тверскую. Арендодатель, видимо, очень занятая женщина, — подумала Вика и согласилась обменяться подписанными копиями договора без личной встречи.
Через неделю в офис нагрянули новые арендаторы на просмотр. Оказалось, Мария Федоровна, подписавшая договор, страдает психическим расстройством и не является дееспособной. Такой договор недействителен. Ее дети, которые распоряжаются принадлежащим ей имуществом, этим пользуются и обманывают арендаторов. Не каждый пойдет в суд, чтобы вернуть предоплату — а это немаленькие деньги.
Виктория в суд все-таки обратилась, и даже добилась компенсации от мошенников, но потратила время и нервы. Одна личная встреча, и проблем бы не было.
В большинстве случаев, состояния, при которых человека признают недееспособным, заметны. Есть сомнения — вежливо попросите справку. Перестраховаться и даже обидеть своего арендодателя лучше, чем ходить по судам.
4. Ловушка четвертая. Просмотр офиса
Когда Егор искал новый офис, у него не было времени ездить на просмотры. Он созванивался с арендодателями по скайпу, и те показывали ему помещения. Так он снял кабинет в старом, но добротном здании.
Бизнес у Егора клиентский — посетители приходят несколько раз в день. Вот только постоянных клиентов не прибавляется. Дело в неприятном запахе, который периодически появляется в здании из-за старой канализации.
Условия договора не позволяют Егору съехать до окончания срока. Поэтому он продолжает терять клиентов, а сотрудники его компании — страдать.
Если бы Егор лично осмотрел помещение, поговорил с соседями-арендаторами, то узнал бы о запахе. Если бы еще и убедил арендодателя смягчить условия договора — выехал бы, когда что-то не понравилось.
Как не повторить ошибок Егора?
- всегда лично осматривайте офис;
- не стесняйтесь разговаривать с соседями;
- обсуждайте условия, которые вас не устраивают.
Подведем итоги
Вот четыре принципа, которые спасут от ловушек:
- Читать каждое слово в договоре.
- Обращать внимание на сроки и суммы.
- Лично осматривать помещение.
- Лично знакомиться с владельцем.
Дотошность — девиз арендатора и бизнесмена. Даже если все риелторское агентство вас уже ненавидит, помните: с ними вы работаете несколько недель. Офис — на месяцы и годы.
Фото: pixabay.com