«Учиться или не учиться в бизнес-школе?» – этот «гамлетовский» вопрос является одним из лейтмотивов в дискуссиях под публикациями Executive.ru на тему бизнес-образования.
«Как вы оцениваете результаты своей учебы в бизнес-школе?» – такой вопрос редакция Executive.ru задала участникам Сообщества менеджеров на исходе 2017 года. Вопрос был задан на сайте и в письме, которое мы отправили по email выпускникам российских бизнес-школ. Ответить на вопрос пожелали около 200 человек. После отбраковки неполных анкет число респондентов сократилось до 165 человек.
Редакция не считает этот опрос репрезентативным для российского менеджмента в целом: это – опрос Сообщества менеджеров, который показывает суждения участников Executive.ru, имеющих степень MBA, Executive MBA или DBA. Именно в таком качестве был задуман опрос, и, публикуя его результаты, мы не берем на себя ответственность экстраполировать их на весь российский бизнес. Мы знаем, что в бизнес-среде есть разные точки зрения на MBA, и что в критике MBA, по меткому замечанию президента Российской ассоциации бизнес-образования, профессора Сергея Мясоедова, особенно усердствуют те, «у кого нет диплома MBA».
А что думают о бизнес-образовании те, у кого диплом есть?
- Участники Сообщества оценивают результаты обучения в бизнес-школе как полезные (53,6% ответивших) или очень полезные (40,4%).
- В 64% случаев респонденты безоговорочно рекомендовали бы друзьям и коллегам поступить в бизнес-школу, в 32% случаев рекомендовали бы поступить, но с определенными оговорками.
- Обучение в школе повлияло на карьерную траекторию: 29,5% выпускников сменили компанию, 15,7% – перешли на более высокую позицию, 14,5% сменили отрасль, 13,9% – открыли собственный бизнес.
- 25,3% участников опроса являются владельцами или совладельцами бизнеса, 34,3% – топ-менеджерами, 29,5% – руководителями подразделения.
Обращают на себя внимание следующие данные, полученные в ходе опроса.
1. Группа собственников и партнеров ожидаемо оказалась старше, чем группа специалистов или линейных менеджеров: среди собственников и партнеров около 80% людей старше 40 лет.
2. Среди владельцев бизнеса и топ-менеджеров гораздо меньше женщин, чем среди участников опроса в целом. В группе собственников и партнеров их всего 13%, в группе топ-менеджеров – 16%, тогда как в целом среди участников опроса – 21,7%.
3. Максимальный показатель удовлетворенности результатами учебы в бизнес-школе («очень полезно») наблюдается среди владельцев бизнеса (55%). Среди топ-менеджеров – 45%, в целом среди участников опроса – 40,4%.
4. Группа владельцев бизнеса резко выделяется среди других в плане предпринимательской активности: 25% собственников и партнеров, участвовавших в опросе, после окончания учебы открыли собственный бизнес. В целом среди участников опроса этот показатель составляет 13,9%.
5. Другой показатель, по которому собственники бизнеса выделяются среди других групп – рост доходов. После окончания учебы доход вырос на 50% и более у 43% собственников и партнеров, тогда как в целом среди участников опроса этот показатель составил 21,7%.
6. Максимальную отраслевую мобильность демонстрируют топ-менеджеры: 32% топ-менеджеров – участников опроса – после окончания школы сменили отрасль, тогда как в целом среди участников опроса этот показатель составляет 14,5%.
7. Около 30% собственников окончили программы EMBA, тогда как в целом среди участников опроса этот показатель составил 18,7%. При этом 65% собственников окончили программы MBA.
8. Аудиторию программ DBA, как и следовало ожидать, поделили почти поровну собственники и топ-менеджеры.
9. В отношении времени окончания школы самыми «урожайными» оказались 2010, 2012 и 2015 годы (смотрите инфографику), самым «неурожайным» – 2014 год.
10. Опрос не показал наличие корреляции между школой, которую окончил респондент, и его экономической успешностью: чтобы понять, какие школы работают более эффективно, нужны более тонкие инструменты, применить которые желательно к более представительной выборке.
В опросе приняли участие выпускники:
- Бизнес-школы ИМИСП,
- Бизнес-школы Московского государственного технического университета им. Н.Баумана,
- Высшей школы бизнеса Московского государственного университета им. М. Ломоносова,
- Высшей школы бизнеса Казанского федерального университета,
- Высшей школы корпоративного управления РАНХИГС,
- Высшей школы международного бизнеса РАНХИГС,
- Высшей школы менеджмента НИУ «Высшей школы экономики»,
- Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета,
- Института бизнеса и делового администрирования РАНХИГС,
- Института бизнеса Московского университета экономики статистики и информатики,
- Калининградской школы международного бизнеса,
- Международного института менеджмента «Линк»,
- Международной школы бизнеса Финансового университета,
- Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС,
- Московской школы управления СКОЛКОВО,
- Центра программ MBA Томского политехнического университета,
- Школы бизнеса «Синергия»,
- City Business School.
Школы приведены по алфавиту.
Также мы включили в обзор анкеты, присланные выпускниками Стокгольмской школы экономики и Vlerick Leuven Gent Management School, поскольку эти школы работали в России и являлись участниками российской системы бизнес-образования.
Фото: pixabay.com