Попробовал систематизировать информацию, полученную из новостей, мнений экспертов и собственного опыта и составил 20 трендов, которые будут существенно влиять на работу ритейла в ближайшие месяцы.
Основные тренды ритейла в апреле 2020:
- Прежняя статистика продаж не актуальна
- Новая стратегия выбора магазина
- Продажи среднего сегмента упадут
- Спрос на ажиотажные товары упадет
- Упадет потребление свежих продуктов
- Рост спроса на товары для дачи и досуга
- Возможен спрос товаров для детей
- Изменится структура ассортимента
- Создание «ситуационных наборов»
- Дефицит импортных товаров
- Возможен рост криминала
- Возможен дефицит повседневных товаров
- Кадровый голод
- Рост неплатежей
- Ужесточение требований к оплате
- Возможность получения господержки
- Мелкие онлайн-операторы закроются
- Будет расти сумма минимального заказа
- Возможно объединение небольших игроков
- Переход к новым программам лояльности
- И еще кое-что
Государственное регулирование и вводимые ограничения будут оказывать огромное влияние на работу ритейла и сделают всю предшествующую статистику продаж неактуальной. Необходимы новые алгоритмы управления запасами.
В зависимости от вводимых ограничений будет меняться стратегия выбора магазина: большой магазин, в котором все можно купить в одном месте и который находится на большом расстоянии от других покупателей, или магазин у дома, в который можно пойти не нарушая карантин.
Снижение уровня доходов населения приведет к резкому снижению продаж среднего и субпремиального сегмента при стабильном спросе на премиальные товары и ростом продаж в эконом.
Ажиотажный спрос на товары «основного ассортимента» с длительными сроками хранения и товары для «дезинфекции и профилактики» постепенно снизится даже ниже докризисного уровня из-за удовлетворения «отсроченного спроса».
Снизится потребление товаров категории «фреш», так как наблюдается тенденция снижения количества визитов в магазины, а эти товары предполагают частые (3-7 раз в неделю) покупки.
С ужесточением ограничений на передвижения вырастет спрос на товары для дачи и товары для досуга, фитнеса, возможно, на технику для хранения запасов (холодильники, морозильники).
В связи с инфляционными ожиданиями и невозможностью корректировки объема потребления возможны пиковые всплески спроса на товары для детей, лекарства для хронически больных, корма для животных.
Изменение ассортимента приведет к пересмотру ассортиментных матриц и структуры ассортимента сначала ритейлерами, а затем и поставщиками.
Новой категорией станет создание «ситуационных наборов» как возможность сократить время пребывания покупателя в магазине.
Возможный дефицит импортных товаров в связи со сложностью логистики и возможными административными ограничениями изменят в краткосрочной, а, возможно, и долгосрочной перспективе ассортимент производимых в России товаров (аналог импортозамещения).
Снижение уровня доходов, особенно у иногородних жителей, может привести к росту количества попыток незаконного обогащения (криминал), в связи с чем магазинам придется принимать дополнительные меры безопасности.
Остановка производства приведет к снижению запасов и невозможности удовлетворения части повседневного спроса и дефициту в случае пикового спроса.
Возможен кадровый голод как в магазинах (из-за высокого риска заражения), так и на производстве и в логистике из-за административных ограничений.
Снижение объемов производства и «каникулы» приведет к дефициту оборотных средств и росту неплатежей.
В условиях дефицита оборотных средств поставщики могут ужесточить требования к условиям оплаты и даже отказать в поставках сетям, которые «не платят».
Существенное влияние на работоспособность предприятий и сетей будет оказывать возможность получения господдержки.
Часть мелких или нишевых онлайн-операторов может закрыться, так как не смогут удовлетворить пиковый спрос и произойдет перетекание клиентов к крупным игрокам, которые постараются сохранить их с помощью программ лояльности.
В связи с большим количеством заказов онлайн-ритейлеры будут работать с ассортиментом и суммой заказа (отказываться от дешевых товаров, увеличивать сумму минимального заказа) для оптимизации логистических расходов.
Возможно объединение небольших игроков, как ритейлеров, так и производителей, для совместного использования ресурсов и оптимизации расходов.
Будет наблюдаться дальнейшее снижение промо-активности и переход к новым программам лояльности.
Будет происходить постоянная «дискуссия» о том, повышать цены или нет, между поставщиками, у которых растет себестоимость, ритейлерами, которые с помощью цен борятся за покупателя, и покупателями, у которых снижается благосостояние.