Люди поколения Z (или «цифровые аборигены», «центениалы») родились в период, когда научно-технический прогресс активно набирал обороты, поэтому они не особо разделяют реальный и виртуальный мир, быстро переключаясь между ними. Им незнакома реальность без интернета. Зумеры могут одновременно воспринимать информацию с телефона, планшета и ПК, им проще считывать зрительно, чем слушать или читать.
Изучая представителей поколения Z, социологи определили, что для них свойственна тяга к безопасности, а удовольствие и интерес от работы важнее заработка. Эти люди хотят изменить общество к лучшему и готовы самостоятельно обучаться. Бунтарское поведение для зетов не свойственно, часто они находятся под влиянием лидеров мнений или родителей.
Центениалы оберегают свое личное пространство и стремятся соблюдать work-life balance, поэтому им важны подробные инструкции и критерии, чтобы понимать, что от них требуется и какой конкретно нужен результат от работы для выстраивания своего плана. В этом они отличаются от представителей предыдущих поколений, для которых важен был сам факт присутствия на рабочем месте. Для зумеров главное – результат, поэтому сидеть в офисе с 9:00 до 18:00 – не их формат.
Как пандемия отразилась на зумерах и их карьерных ожиданиях
Представители «поколения Z» уже успели привыкнуть к рекордному уровню безработицы, вызванному еще кризисом 2008 года, однако пандемия и последствия, которые она за собой повлекла, внесли в ожидания зумеров еще больше неопределенности. Тем, кто только устроился на работу, не повезло – недавних выпускников увольняли первыми. Таким образом, уже с самого старта карьеры им пришлось столкнуться с серьезными трудностями.
Компаниям было невыгодно нанимать дешевую рабочую силу в виде юных работников, основной фокус сместился на поиск опытных сотрудников, которые могли сразу дать результат. Безработица среди молодых людей 15-19 лет по итогам первого квартала 2020 года составила 21%, а среди молодых специалистов 20-24 лет – 11,7%, отмечают специалисты Росстата.
Количество новых рабочих мест во многих сферах из-за ограничительных коронавирусных мер, применяемых правительством, значительно снизилось. По данным HeadHunter, если в целом по рынку число размещенных вакансий в России в первом полугодии 2020 года уменьшилось всего на 2%, то рынок труда молодых специалистов просел на треть. Причем уменьшение спроса на кандидатов без опыта наблюдалось во всех регионах Российской Федерации.
Какие требования предъявляют зумеры к работодателю
Безусловно, новое поколение оказывает влияние на рынок труда, трансформируя его под свои нужды. Как уже говорилось выше, работа для зумеров – как стиль жизни, должна приносить пользу и удовольствие. Они не хотят тратить свое время впустую. Их представления о карьерном развитии сильно отличается от предшественников. Зумеры более амбициозны, их запросы выше, а традиционные ценности миллениалов кажутся им неприемлемыми.
Построение долгой карьеры в привычном понимании, от стажера до руководителя, с медленным ростом – не их вариант. Для зумеров характерен горизонтальный тип карьерного развития, при котором они могут сменить несколько разных профессий.
Основные моменты, которые привлекают представителей «поколения Z» при выборе работы: масштаб компании, корпоративное обучение, наличие гибкого графика, быстрого роста карьеры и возможность проявить свою творческую составляющую. Эти люди легко генерируют идеи, креативные и не боятся менять привычную среду вокруг себя: легко могут сменить место жительства или профессию. Поэтому HR-специалистам нужно учитывать эти моменты при рассмотрении кандидатов-зетов.
Если для поколения Y и X работа была смыслом жизни, ее отсутствие порицалось и болезненно воспринималось человеком, то для зумеров само наличие работы неважно, главное – ее ценность и понимание, на что уходит время. Люди нового поколения не хотят начинать с низших позиций, у них нет для этого мотивации, стать начальником для них – не вершина карьеры.
Часто на собеседовании можно услышать конкретный уровень ожидаемого заработка. Обосновывают они это своими потребностями, а не умениями, как было принято у миллениалов. Запросы и пожелания кандидатов «поколения Z» часто приводят в недоумение HR-менеджеров, но зумерам проще вообще не работать, чем «торчать на нелюбимой работе за копейки».
По данным исследования компании Universum, основное требование, которое предъявляют студенты вузов к потенциальным работодателям – возможность высокого заработка в будущем. Для них также важна здоровая атмосфера в коллективе – отсутствие токсичных коллег и неуравновешенного начальника.
Можно выделить несколько пунктов, которые отталкивают зумеров при выборе вакансии: они не хотят терпеть ненормированный график, долгие поездки до работы и разделение заработка на оклад и бонусную часть.
Представители «поколения Z» формируют новые тренды:
- Дают понять, что их работа в компании временна, они не будут работать по 10-20 лет в одной фирме, как делали их родители. Либо их нужно развивать, либо отпускать.
- Корпоративные инициативы, которые оказывают положительное влияние на общество – важный момент для зумеров.
- Удаленка или гибридный формат – их выбор формата работы. У зумеров есть вещи, более важные для них, чем работа, а значит нужно планировать свое время с учетом походов в спортзал или на йогу.
Положительные и отрицательные черты сотрудников поколения Z
Из плюсов можно отметить:
- Способность к многозадачности и легкому поиску любой информации.
- Быстрое обучение новым навыкам.
- Нацеленность на достижение быстрого результата.
Из минусов:
- Инфантилизм.
- Клиповое мышление и плохая способность долго концентрироваться на чем-то одном.
- Неусидчивость и нетерпение, гиперактивность и легкая возбудимость.
Может показаться, что у зетов слишком много специфических требований к работе. Отчасти это правда, но если вы готовы пойти навстречу сотрудникам-зумерам, они в свою очередь станут генераторами идей и быстро справятся с большинством задач.
Читайте также: