Сколько времени вы проводите в интернете ежедневно? Что вы там делаете? С какой целью? Каким образом это обогащает вашу жизнь? Эти вопросы я задала себе после лекции английского ученого, профессора Сьюзен Гринфилд, которую мне посчастливилось посетить в мае, и не смогла найти однозначный ответ. Невероятно эрудированная дама из Лондона уже много лет занимается изучением мозга человека и, в частности, воздействием на мозг интернет-браузинга – бессистемного перескакивания с одного сайта на другой. Ее выводы неутешительны:
- Быстрая информация как Fast Food. Быстродоступна, быстро насыщает сиюминутные когнитивные потребности. Но ее польза весьма и весьма сомнительна: она так же быстро выскакивает из памяти. И более того, согласно исследованиям, постоянный бессистемный поток поверхностной информации зазря будоражит нервные клетки, не принося никакой пользы, а также снижает и без того слабую у современного человека способность к концентрации.
- Увлечение интернет-играми повышает выброс гормонов радости, как во время игры в рулетку и после приема наркотиков. Поэтому, оно легко превращается в навязчивую привычку, и в результате приводит к преждевременной деменции. (Деменция от лат. dementia — безумие — приобретенное слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний, практических навыков, затруднением или невозможностью приобретения новых).
- Слишком частое общение в социальных сетях приводит к асоциальному поведению у подростков. Все дело в том, что не видя реакции собеседников на свои высказывания, подростки совершенно теряют способность к эмпатии – пониманию чувств другого человека, и испытывают сложности при общении в реальной, а не виртуальной жизни. Они совершенно не понимают, что их слова или действия могут сильно ранить другого человека.
Когда я рассказала об этой лекции одной знакомой, то тут же получила от нее подтверждение. Действительно, она стала замечать у дочки-подростка значительное снижение способности к концентрации и быстрому решению школьных задач после часового сидения в интернете, чатах и социальных сетях.
Несомненно у социальных сетей есть и очевидные плюсы! А как же еще быстро удовлетворить свою базовую психологическую потребность? Чтобы осознать, что «я – есть», «я – хороший», «меня любят», нужно почаще размещать свое распрекрасное селфи, сделанное в экзотических местах или в компании очаровательных детишек, кошечек и собачек. Ну, а чтобы повысить самооценку – найти Ferrari, желательного золотого цвета, сфотографироваться на его фоне. Или сфогорафироваться на фоне дорогого отеля и «зачекиниться» в нем: поставить отметку «Я здесь был», которая будет видна всем в новостной ленте Facebook. «Чтобы наши все обзавидовались!» – услышала я самодовольную фразу нарядной дамочки, присевшей рядом с Ritz на Тверской на краешек такого желтенького Ferrari и радостно помахивавшей фотографирующему ее мужу.
Но, тут тоже есть опасность – попасть в пагубную зависимость от количества лайков… А вдруг лайков поставили на один-два меньше, чем обычно? «Со мной что-то не так!!!» – думает несчастный человек, и тут уж от депрессии совсем не далеко. От этой зависимости, согласно статистике, очень страдают подростки.
Профессор Гринфилд призывает назвать вещи своими именами: интернет наркомания – серьезная проблема XXI века, особенно ей подвержены подростки, а последствия и реальное влияние будут ясны только спустя еще десятилетия. Она была очень убедительна, показывая слушателям наглядные факты И к концу лекции большинство из нас стыдливо отложили свои интернет-девайсы в сумки и портфели, а вопросы к оратору крутились вокруг того, что же делать, как помочь собственным детям, подросткам избежать этой зависимости. «Очень просто. Своим личным примером, – был ответ. – А еще, постарайтесь вместе с ними создать интересную жизнь в оффлайне, то есть за пределами интернета. В реальном мире столько всего интересного».
Маршалл Голдсмит, автор мирового бестселлера и термина mojo (моджо — энергия творчества и позитива, которая позволяет получать удовольствие от работы и жизни) провел скрупулезный анализ всех видов деятельности в течение своего дня. И зависание в интернете часа на два-три оказалось одной из активностей с наименьшим показателем mojo! А показатели его многочисленных клиентов были похожими.
Конечно я, как и вы, совершенно не представляю жизнь без интернета. Сегодня это одна из основных эффективных платформ продвижения брендов. Я активно пользуюсь поисковиками и люблю их за быстродоступную информацию. Слушаю интересные мне лекции или аудиокниги, смотрю ролики. А социальные сети – это прекрасная площадка для поддержания связи с друзьями, находящимися в других городах, самовыражения, и отличный инструмент для продвижения личного бренда.
И все же! В личном мини-исследовании меня интересовал вопрос времени и пользы. А свободного времени у современной мамочки, даже работающей из дома, совсем немного. Окончательным триггером для меня стало очередное замечание дочки «Мама, ты опять с телефоном в руке», прозвучавшее в тот момент, когда я уже минут пятнадцать «в забытьи» пролистывала новостную ленту Instagram, зайдя туда якобы только для того, чтобы разместить полезный совет читателям. Тогда я на два месяца поставила себе цель – использовать интернет только для конкретных целей, для работы, быстрого просмотра новостей в мире и переписки с клиентами или друзьями. Также я решила, что буду в этот период делать минимум фотографий, а стараться запечатлевать яркие моменты своими собственными глазами в своей собственной памяти.
Итоги:
- Лучше понимаю свои собственные потребности.
- Лучше слышу и чувствую детей.
- Чаще удается быть на 100% в настоящем моменте, «здесь и сейчас».
- Сдвинула с мертвой точки и серьезно продвинулась в нескольких новых творческих проектах.
- Прочитала три книги, которые уже год пылились в ожидании своей очереди.
- Ушло беспокойство по поводу утекающего сквозь пальцы времени.
Что дальше?
Мне понравилось такое самоограничение. Это как с решением есть поменьше сладкого. В один прекрасный день ты принимаешь решение, что фигура и возможность носить любимую одежду важнее сиюминутного удовольствия полакомиться на ночь глядя чем-то вкусненьким. Первые дня три то и дело возникает ломка:, «А, может, съем кусочек? Ведь ничего страшного...» Но тут главное – сохранять жесткую позицию и не давать себе никаких поблажек. А привычка обязательно появится в течение 21 дня.
«Где искать себя? Конечно в «Яндексе», – услышала я на днях в рекламном ролике на канале Youtube. А у вас какие мысли по поводу всего этого?