Когда бизнесу нужен PR и сколько это стоит

Многие предприниматели продолжают задаваться вопросом: «Зачем тратить деньги на какое-то непонятное направление, когда хороший продукт продает себя сам?». Логично, вот только уникальных предложений единицы, да и о них аудитории кто-то должен рассказать. Важная деталь, о которой стоит обязательно упомянуть: «PR не поможет создать сильный бренд, если клиенты получают товары и услуги плохого качества, зато обязательно поспособствует развитию компании с налаженными внутренними процессами». Проще говоря, PR – ускоритель для вашего бизнеса, а не спасательный круг.

Чего ждать от PR

  1. Роста узнаваемости бренда.
  2. Привлечения новых клиентов и деловых партнеров.
  3. Лояльности действующих клиентов и хорошей репутации на рынке.
  4. Трансляции экспертного мнения в массы.
  5. Информирования аудитории о продукте или услуге.
  6. Выстроенной коммуникации на этапе первого контакта.
  7. Победы над ближайшими конкурентами.

Представители малого и среднего бизнеса часто нагружают PR-специалиста сторонними задачами или выделяют минимальный бюджет на продвижение, вызывающий смех у конкурентов, а потом расстраиваются из-за отсутствия результатов и винят во всем не только конкретного сотрудника, а направление в целом. Такой PR больше напоминает продажи и привязывается к общим показателям эффективности бизнеса. Не забывайте, что PR – это инструмент в руках маркетолога, плодами которого пользуется отдел продаж, а не наоборот.

Переход компании на следующий уровень развития предполагает точечные интеграции, использование разных форматов и каналов, понимание конечной цели и промежуточных этапов, доверие и рекламный бюджет, который не просто берется из головы, а определяется на основе комплексного анализа рынка. К примеру, мониторинг активности конкурентов даст понимание – как они продвигают свой бренд, можно ли использовать их слабые места, чему-то у них поучиться, или что-то позаимствовать, сделав это лучше. Дальше идут фигуры высшего пилотажа, направленные на формирование лояльности действующих клиентов и оптимизацию рекламных расходов.

Отдельно хочу выделить вывод нового продукта на рынок, так как PR бренда напрямую зависит от общей бизнес-стратегии, рекламного бюджета и задач на ближайшее время. В этой ситуации лучше работать над широким охватом и запоминающимися посылами, чтобы максимально быстро рассказать о своем продукте или услуге, проинформировав потенциальных клиентов о преимуществах.

Где искать PR-специалиста

На первом этапе вы можете самостоятельно пиарить свою компанию, если не готовы тратить деньги на привлечение специалиста. Конечно, у вас уйдет больше времени и сил на подготовку материалов, плюс вы не сможете просчитать риски и использовать некоторые форматы, так как не знаете деталей продвижения. Я верю, что при должном желании собственник компании или руководитель сможет взять на себя PR, но как показывает практика, за редким исключением – результаты профессионалов и энтузиастов сильно отличаются.

Забудьте про экономию, если хотите поручить направление одному специалисту. Вчерашние студенты скорее всего растеряются от многообразия задач и уровня ответственности, что в конечном итоге приведет к отрицательному результату, а опытные специалисты попросят хорошую сумму за достижение поставленной цели. До прихода мастеровитого PR-специалиста нужно систематизировать все процессы в компании, чтобы он мог сосредоточиться на своих показателях эффективности.

Какие форматы использовать

Я не буду рассматривать многоканальные истории с большими бюджетами, характерные для крупных брендов, потому что представители малого и среднего бизнеса чаще ищут отправные точки или хотят расширить способы коммуникации с целевой аудиторией. Лучше постепенно наращивать обороты, передвигаясь от доступных многим форматов до масштабных кампаний.

С чего можно начать:

  1. Публикации в СМИ. Напишите о своем профессиональном опыте, расскажите про интересные случаи в работе, методики управления и мотивации коллектива.
  2. Комментарии. Воспользуйтесь сервисом Pressfeed, если нет контактов в СМИ.
  3. Блог. Размещайте в специальном разделе сайта заметки, чек-листы и лайфхаки, ориентируясь на потенциальных клиентов.
  4. Социальные сети. Общайтесь с аудиторией живым языком и не забывайте периодически ставить на продвижение потенциально вирусные посты.
  5. Спецпроекты. Бартерные условия сэкономят вам деньги, а тематическая площадка поможет получить хороший охват. Главное сделать правильный выбор.
  6. Выступления. Не бойтесь рассказывать о своем продукте или услуге со сцены. Живое общение и прямой контакт позволяют добиться лучших результатов.
  7. Email-рассылка. Используйте профильный контент и полученные на выставках контакты для отправки тематических писем. Она должна быть интересной и редкой, чтобы от вас не отписались из-за постоянного спама.

Обязательно анализируйте полученные результаты, а иначе PR бесполезен. У вас могут быть отличные отношения с каким-нибудь редактором, дешевый копирайтер для подготовки текстов, лояльные организаторы непонятной конференции и скидки в паблике, посты в котором собирают не больше пяти лайков и двух комментариев – все это не имеет никакого смысла, если на выходе вы не видите роста брендовых запросов и переходов на сайт.

Сколько стоит PR

Все зависит от ваших задач и возможностей. Нельзя за 1000 рублей обойти конкурента, который годами тратит сотни тысяч на продвижение своего бизнеса. Амбиции и желание побеждать – плюс, оторванность от реальности с ощущением своей исключительности – серьезный минус. Большинство форматов, описанных выше, могут принести желаемое даже при минимальных вложениях. Я распишу примерный порядок цифр по каждому из них:

  1. Публикации в СМИ. Бесплатно, если хорошо пишете сами. Привлечение нормального копирайтера обойдется от 10 000 рублей и выше.
  2. Комментарии. Бесплатно, но с ограничениями – на Pressfeed не больше трех ответов в месяц. За расширение придется заплатить от 3990 рублей за 30 дней.
  3. Блог. Зависит от площадки, где вы будете размещать свой контент. После небольшого обучения и помощи разработчика вы станете сами публиковать материалы.
  4. Социальные сети. Делать посты вы можете самостоятельно, как и определять бюджет на таргетированную рекламу. К примеру, в среднем мы тратим около 3000 рублей на продвижение одной статьи. Подсказки и чек-листы помогут с настройками.
  5. Спецпроекты. Все очень индивидуально. В прошлом году мы размещали серию материалов за 50 000 рублей в одном отраслевом издании, а в начале этого года сделали публикацию на стороннем ресурсе за 20 000 рублей.
  6. Выступления. С познавательным и актуальным докладом – бесплатно, только нужно пройти модерацию, с рекламным лучше не выступать. Платное участие в программе начинается от 20 000 рублей за 15-минутное выступление.
  7. Email-рассылка. Бесплатный аккаунт MailChimp с возможностью отправки до 12 000 писем в месяц на 2 000 подписчиков. Изучите механику и вперед.

Когда ждать результатов

Быстро не бывает ничего хорошего, поэтому стоит набраться терпения и вспомнить про накопительный эффект, если ваша компания планирует проработать больше нескольких месяцев. Разбейте процесс на этапы, присвоив каждому конкретные цели и сроки их выполнения. Как говорится – «Нет KPI и дедлайна – значит, нет задачи».

Анализ ключевых показателей эффективности поможет вам оперативно корректировать курс, следовательно, экономить бюджет и добиваться лучших результатов. Конечно, вы можете запустить взрывной PR, правда вам никто не даст гарантий успеха на долгую дистанцию, плюс придется потратить приличную сумму на разработку и реализацию креативной концепции.

Измерять отдачу от PR нужно месяцами, а дальше все зависит от ваших задач, бюджета, деловых контактов и уровня специалиста, к которому точно придется обратиться, если вы хотите привлекать потенциальных клиентов и развиваться, а не просто радоваться тому, что о вас где-то упомянули и сопроводили заметку маленьким фото.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Евгений Труфанов +571 Евгений Труфанов Директор по развитию, Ставрополь

сложилось впечатление, что автор всю сознательную деятельность просидел в кабинетном режиме, пора бы и полевой путь отправиться "за орденами". Лучше б взял и поделился успехами по размещению "паблисити", если уж что то захотелось написать.

Редактор, Москва
Евгений Труфанов пишет:
сложилось впечатление, что автор всю сознательную деятельность просидел в кабинетном режиме, пора бы и полевой путь отправиться "за орденами". Лучше б взял и поделился успехами по размещению "паблисити", если уж что то захотелось написать.

Уважаемый Евгений,

А Вы не в курсе, что на Ехе обсуждаются публикации, а не личные качества авторов? Если не в курсе, разрешите Вам напомнить содержание п. 12.3 Декларации Сообщества:

12.3. Стараются не допускать оф-топиков, личной переписки, разжигания конфликтов и личных претензий;

https://www.e-xecutive.ru/pages/declaration

Директор по маркетингу, Москва

Евгений, я поделился теми практическими рекомендациями, которые захотел написать. Соглашаться с ними или нет - решать уже вам. Я бы с удовольствием почитал вашу статью про полевой путь "за орденами" и успехи по размещению "паблисити", если считаете, что это лучше.

Менеджер, Москва

Мои 5 копеек из собственной практики) Чтобы публикации шли в СМИ мало уметь самому хорошо писать или иметь хорошего копирайтера. Надо еще иметь выходы на журналистов, а это уже совсем другая история. Тут без аутсорса вообще не обойтись имхо. Но есть специальные сервисы или агентства, которые помогают выйти в СМИ со своими материалами. Не бесплатно конечно) По стоимости все по-разному, я через PRonline материалы рассылаю, у них от 3000 р. рассылка идет. Это тоже нужно в бюджет закладывать

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Mini img 20240413 160446
Эрнст Мальцев
Интересно! Некоторые считают, что К.Маркс позаимствовал  теорию классовой борьбы, революции и ди...
Все дискуссии
HR-новости
Строительный магазин «ВсеИнструменты.ру» планирует провести IPO летом 2024 года

Компания планирует привлечь во время размещения 15-20 млрд руб.

Спрос на HR-специалистов вырос в 2,4 раза за год

Зарплатные предложения в этой сфере также выросли на 32%.

Штрафы за отказ трудоустраивать людей с инвалидностью вырастут в три раза

Для юридических лиц планируют ввести штраф в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Четверть россиян не пойдут в отпуск этим летом

У каждого третьего опрошенного увеличился бюджет на летний отпуск по сравнению с 2023 годом.