Гайд: как техническому специалисту подготовить портфолио

При отклике на релевантные вакансии белые воротнички, желающие трудоустроиться, зачастую направляют HR-менеджерам лишь малоинформативное резюме, оформленное однотипным образом по шаблону с работных сайтов-агрегаторов. У кадровых специалистов возникают сложности при первичной оценке таких документов с примерно схожим бекграундом: опытом, образованием, решенными профессиональными кейсами. Как же найти наиболее подходящего сотрудника? Чем качественно отличается один кандидат от другого – ведь их послужные списки так похожи?

Многие претенденты на вакансию практикуют «оригинальный» подход к составлению своего резюме – идут безумные игры со шрифтами, структурой, пафосом и неуместным юмором. Например, мне часто попадаются резюме, оформленные в виде пространного рассказа-истории о жизни кандидата. Выбранный формат был бы уместен в личном блоге или в мемуарах. В ситуации же первичного скрининга CV при оценке кандидатов данная подача неуместна, а шансы кандидата на трудоустройство – малы.

Другой крайностью является построение резюме по принципу – пишу все, что со мной произошло за последние ХХ лет. Результат – тяжеловесный документ-библия на 10-15 страниц, неинтересный никому, кроме самого кандидата. Как показывает практика, при отклике на вакансию все ухищрения с формой, не касаясь сути своей профессиональной идентичности – дешевый трюк.

Какая же тактика при обращении к потенциальному работодателю действительно поможет кандидату:

  • Выгодно выделиться на фоне потенциальных собратьев по цеху.
  • Пояснить свои профессиональные достижения без лишней мишуры, понтов и дешевого PR.
  • Показать целостный образ профессионала и личности.

HR-консультанты рекомендуют кандидатам разработать портфолио. Но эти советы даются в основном представителям креативных индустрий, например:

  • Для web-дизайнеров – это примеры сверстанных сайтов.
  • Для дизайнеров интерьеров – дизайн-проекты помещений.
  • Для IT-спецов – образцы написанного кода на GitHub.

А что же делать представителям производственных профессий или работникам сферы финансов, чья работа зачастую не подразумевает артефактов труда? Разберем не только техническую часть подготовки документов (как?), но и общий подход к комплектации и сути документов (зачем?) для специалистов производственных специальностей, таких как строительство, нефтехимия, горнодобывающий комплекс и металлургия.

Какой пакет документов подготовить кандидату при отклике

Итак, что же, помимо резюме, необходимо вложить честолюбивому кандидату в комплект документов при подаче заявления?

1. Сопроводительное письмо

Это отличная возможность продемонстрировать свой так называемый tone of voice – живой язык кандидата, вовлекая HR-менеджера эмоционально и создавая желание продвинуться далее в процессе отбора с конкретным соискателем.

Что стоит написать в сопроводительном письме:

  • О том, где узнали о вакансии.
  • Кратко про образование, опыт работы и текущую позицию.
  • Почему заинтересовала вакансия.

Стоит ли составлять сопроводительное письмо под каждую вакансию? Вопреки советам HR-менеджеров кастомизировать документ под каждый отклик, полагаю, иногда можно обойтись минимальными правками.

2. Рекомендательные письма

Это отзывы клиентов, заказчиков, партнеров, а также коллег на одной с вами позиции или уровнем выше. Желательно запрашивать рекомендации непосредственно у людей, а не абстрактных организаций. Также желательно запрашивать рекомендации сразу после взаимодействия, без отлагательств: закрытого договора с поставщиком оборудования, уходе с текущего места работы.

Попытка сбора рекомендаций постфактум может закончиться неудачей по разным причинам: ваша роль может быть сочтена малой в связи с давностью, либо целевой рекомендатель может закончить свою деятельность в организации.

3. Реестр реализованных объектов

Это документ, в хронологическом порядке описывающий основные проекты, в которых вы принимали участие.

портфолио

портфолио

Реестр объектов на примере строительства – первая страница и заголовок детального описания.

4. Схема областей экспертизы кандидата

Полезное упражнение для рефлексии собственных умений. Технически возможно оформить документ в виде mind map. Для заказчика иерархическое древо будет полезно для лучшей оценки навыков кандидата, в особенности, если должность подразумевает кросс-функциональные задачи.

портфолио

Пример схемы областей экспертизы

5. Биография

В документе должна быть отражена информация:

  • Об образовании и опыте работы.
  • О достижениях на текущем месте работы.
  • Об интересах вне основной профессии.

Случай из практики. Указанное в био соискателя увлечение холодной обработкой металла (заточкой инструментов) пробудило интерес рекрутера и вывело общение с кандидатом на более близкий уровень.

6. Визитная карточка

Документ, в котором указаны кратко все контакты – для простоты взаимодействия. Макет документа можно заказать в дизайн-агентствах или сделать в графических редакторах.

В качестве основных каналов коммуникации можно указать:

  • Логин в мессенджерах – например, в Telegram.
  • Мобильный телефон.
  • Ссылки на аккаунт в соцсетях, желательно профессиональных. Условный профиль на E-xecutive.ru будет иметь преимущество над аккаунтом в Одноклассниках.

7. Опубликованные статьи

Качественный блог – это возможность заинтересовать рекрутера и перевести общение в более комфортный формат.

Случай из практики. Ссылка в портфолио на написанный отзыв на бизнес-книгу о построении карьеры заинтересовала лицо, принимающее решение – старшего менеджера, что позволило кандидату добиться в итоге оффера на желаемую позицию.

Общие рекомендации по подготовке портфолио

  • При общении с представителями иностранных компаний по возможности делайте перевод всех документов на целевой язык потенциального работодателя.
  • Пакет документов можно загрузить на любой облачный сервер и при отправке отклика HR-менеджеру по электронной почте можно дать ссылку в теле письма.

Выводы

Подготовка портфолио кандидатом – это ключевой этап для успешного прохождения скрининга резюме, отстройки от конкурентов, установления эмоциональной связи с рекрутером, получения оффера.

Готовите ли вы портфолио при подаче резюме? Получалось ли у вас установить эмоциональную связь с рекрутером благодаря такому подходу? Поделитесь своим опытом в комментариях.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Адм. директор, Санкт-Петербург

Для поиска технических специалистов требуются head hunters, а не менеджеры, умеющие только перекладывать резюме из стопки одной в другую...

По моим личным многолетним наблюдениям: тот из двух технических специалистов, кто обладает навыком "классно себя продать", более слаб в техниечском отношении... и наоборот!

Поэтому за "спецами" нужно наблюдать и охотиться! 

Инженер, Томск

mind map?

Серьезно?

С этим документом может справиться либо автор, либо соавтор, либо тот, у кого есть полдня на его изучение. Это, кстати, ограничение метода.

Специалист, Пермь

Сергей Алейников пишет:
тот из двух технических специалистов, кто обладает навыком "классно себя продать", более слаб в техниечском отношении... и наоборот!

1. Очень интересное мнение.

Классическая формула

Доход = Профессионализм х Известность.

Второй множитель зачастую игнорируется экспертами на пост-СССР пространстве.

Классическая ошибка технарей – работать только над улучшением своих технических навыков – именно на этой концепции базируется структура образования в классических технических вузах.

Данная схема, успешно решающая вопросы подготовки инженеров для работы на предприятиях, частично или полностью ассоциированных с государством – а именно это и требовалось в СССР – плохо работает в условиях буржуазного общества, рыночной экономики  и конкуренции за трудовые ресурсы.

1.1 К чему это приводит?

В ходе дальнейшей карьеры саморазвитие – если оно осуществляется - технических экспертов зачастую связано с посещением курсов и семинаров – направленных лишь на шлифовку и понимание новых доменов знаний, непосредственно либо косвенно относящихся к своей основной профессии.

Возможно ли идти по данному треку? Да.

Достаточно ли это для монетизации своих навыков и построения успешной карьеры? Нет.

  1. На определенном этапе трудовой деятельности, профессионал, отказываясь добровольно от попыток показать свой профессионализм:
  • Снимает с себя ответственность за развитие собственной карьеры
  • Выбирает оставаться в своей “башне из слоновой кости” – зоне комфорта

Вспоминается высказывание университетского профессора  юным студентам - “Карьера сама вас найдет”.  

Это позиция инфантильного подростка, говорящая об отсутствии психологической зрелости и способности брать ответственность за СВОЮ жизнь.

Какой результат следования подобным установкам мы можем увидеть – узкого эксперта, “специалиста по левой ноздре” – как говорил сатирик Михаил Задорнов, который сидит в маленькой зачуханной конторе - ждет в ожидании чуда - звонка от голливудского продюсера Вайнштейна или главы Газпрома...  

Но что то не звонят. Почему же так?

  1. Совет из мира розовых единорогов, скачущих по залитому солнцем весеннему лугу -

“за "спецами" нужно наблюдать и охотиться!“

Ответьте сами себе на вопрос -

Кому же это действительно нужно в первую очередь??

Акционерам

HR-менеджерам

Топ-менеджерам

Или же… ?

 

Подобное высказывание  - это тоже снятие ответственности эксперта с СЕБЯ за СВОЮ жизнь.

  1. Посмотрим на рынок консалтинговых юридических услуг, продаж B2B продукции, психотерапевтических услуг и ресторанного бизнеса.

В этих индустриях навык привлечения клиентов – в т.ч.. за счет развитого персонального бренда,

Является необходимой опцией для продвижения в корпорации до позиции:

  • Старшего партнера – юрид. Практика
  • Руководителя отдела продаж, комм. Директора – B2B
  • Бренд-шефа и Бизнес-партнера

Т.о. представители других индустрий ясно понимают необходимость демонстрации своих достижений для успеха своего бизнеса / работы в успешном бизнесе.

 

Условный ресторатор К. Ивлев – блестящий пример сильного персонального бренда, базирующегося на экспертности.

Антипримером будут инфобизнесмены типа П. Осипова или А. Шабутдинова – умеющие в персональный PR, но крайне слабые в технической экспертизе.

Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар
Сергей Алейников пишет:
По моим личным многолетним наблюдениям: тот из двух технических специалистов, кто обладает навыком "классно себя продать", более слаб в техниечском отношении... и наоборот!

Тоже заметил такую закономерность, но не только по техническим специалистам, а по специалистам вообще. Видимо, кто на что тратит время - кто-то на повышение квалификации, а кто-то на оттачивание искусства "ездить по ушам"

Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар

Из собственного опыта:

1) в сопроводительном письме нужно коротко (!) описать навыки, которые как раз подходят под требования вакансии. По сути, сопроводительное письмо - это УТП (уникальное торговое предложение), которое должно быть максимально коротким и ёмким, как хороший слоган, потому что длинные скучные описания про образование и опыт никто читать не будет. Умею, делаю, владею, разбираюсь; организовал, провел, сделал, решил

2) рекомендации в виде бумажек с печатью никому не нужны, их никто не просит и никто не читает. Более того, я столкнулся с тем, что им просто не верят - говорят, ты сам мог сочинить себе рекомендацию. Если рекомендации будут нужны, то найдут телефон начальника на прошлом месте работы и позвонят ему лично.

3) блоги и тексты никто читать не будет, потому что у эйчаров времени нет, а у руководителей - тем более нет. У них времени нет даже резюме просмотреть, не говоря уже обо всем остальном

4) портфолио - с этим сложно. С одной стороны, все его требуют, с другой стороны - мало кто смотрит, причем даже когда просишь эйчара, чтобы передала руководителю и он до собеседования его просмотрел. В любом случае, портфолио должно быть качественно сделано, содержать хотя бы 10+ штук работ. Так как времени ни у кого нет, портфолио нужно делать в виде визуализированных данных / картинок / презентаций, чтобы можно было максимально быстро просмотреть и понять суть, длинные отчеты и исследования никто не будет читать. В этом смысле сложнее всех разным техническим специалистам и аналитикам, потому что им не так просто будет визуализировать результаты своего труда.

Портфолио лучше размещать либо на платном хостинге (то есть делать нормальный / красивый сайт без рекламы), либо в каком-нибудь хранилище типа Яндекс-диска, потому что если разместить на бесплатном хостинге, то будет как было у меня - когда руководитель открывает мой сайт на бесплатном хостинге, его заваливает рекламой самого зашкварного содержания типа девочек по вызову и прочих МММ-2023 (потому что блокираторы рекламы не стоят почти ни у кого). Причем у меня еще получилось так, что ссылки на скачивание работ были очень маленькими и просто тонули в рекламных баннерах. Когда мы с руководителем в процессе собеседования смотрели вместе мое портфолио - было, как минимум, некомфортно.

В общем, основная мысль такая - времени ни у кого нет, на вакансию приходят 300+ откликов, поэтому даже физически просмотреть все резюме рекрутеру очень сложно, не говоря уже о том, чтобы смотреть портфолио каждого соискателя и читать его блог или книгу.

Аналитик, Москва

Очень понравиалсь статья. Кстати, она очень перекликается со статьёй про манипулирование. Ну  разве нет? Кандидат вынужден использовать манипулятивные технологии. Обязан! Как и работодатель делает вид, что ему нужен такой-то специалист, тоже манипулирует. А там автор всем впаривает мысль, что надо быть наивыным и голеньким перед "партнёром".

Алексей совершенно верно написал, что нужно уметь выделить главное в своём опыте, приспособить его к конкретному вашему запросу на вакансию. 

Самое опасное - лепить в огромную кучу опыт, про который вам интересно рассказать своему товарищу под шашлык. Но ваши достижения интересны здесь и сейчас. сделайтесь заметным. Постарайтесь выделить важное и действительно полезное. Можете начать очень просто - попробуйте в одном сообщении убедить работодателя в вашей исключительности. Хотя бы здесь. Хотя бы за лайки.

Может быть кому-то поможет мой давний опыт сопроводительного для резюме )))
Не обращайте внимания на устаревшие термины, это было давно. 

И да - визитка - это крайне важно для специалиста. При этом не надо туда титулы лепить. Я писал, например, "Независимый программист". 

Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар

немного юмора )

Александр Ковалёв +2923 Александр Ковалёв Инженер, Омск
Алексей Старков пишет:
“за "спецами" нужно наблюдать и охотиться!“
Ответьте сами себе на вопрос - Кому же это действительно нужно в первую очередь?? Акционерам HR-менеджерам Топ-менеджерам Или же… ?

HR-менеджера это не просто нужно, а это одна из прямых обязанностей! 

Практика же в том, что собеседования они вовсе не ведут, а передают эстафету "заказчику на месте", за кого точно не скажешь - есть просто адекватные люди, есть относительно адекватные, а есть неадекватные. 

На практике все проблемы с кадрами происходят не на этапе профотбора, а на этапе их адаптации в ходе испытательного срока с различной степенью адекватности условий труда. 

"Порядок в головах всегда начинается с порядка на рабочем месте" (с)

Специалист, Пермь

"Пакет документов можно загрузить на любой облачный сервер".

 

Пример Реестра пакета документов, сохраненного на сервере,

Для быстрого доступа к данным.

Для удобства все размещенные документы продублированы на: 

* Русском

* Английском языках

Специалист, Пермь
Дмитрий Карусев пишет:
блоги и тексты никто читать не будет, потому что у эйчаров времени нет, а у руководителей - тем более нет
основная мысль такая - времени ни у кого нет

1.Тот, кому нужно - ищет возможности, кому не нужно - ищет оправдания.

2. При задаче подбора кадров в свое подразделение - Вам как руководителю - действительно ли все равно, кем будет закрыта позиция? 

Ведь с этим человеком предстоит взаимодействовать свыше 40+ часов в неделю. По профессиональным вопросам,а не просто поп@здеть за жизнь...

От успеха нового сотрудника зависят и Ваши - руководителя - финансовые показатели, а также карьерный рост внутри компании.

3. И если внутренний HR Manager после трудоустройства может "забыть"  про персонажа - практика ретробонусов по окончанию испытательного срока для

in-house кадровиков не распространена в российских компаниях - то руководителю это сделать не получится.

Так как же тогда понять, кого набирать, если на hh и других агрегаторах профили выполнены "под копирку"? А на собеседование физически невозможно прогнать всех. Как делать скрининг первичный - формировать шорт-лист - как не из анализа осязаемых артефактов деятельности кандидата??

 

 

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Mini img 20240413 160446
Эрнст Мальцев
Интересно! Некоторые считают, что К.Маркс позаимствовал  теорию классовой борьбы, революции и ди...
Все дискуссии
HR-новости
Строительный магазин «ВсеИнструменты.ру» планирует провести IPO летом 2024 года

Компания планирует привлечь во время размещения 15-20 млрд руб.

Спрос на HR-специалистов вырос в 2,4 раза за год

Зарплатные предложения в этой сфере также выросли на 32%.

Штрафы за отказ трудоустраивать людей с инвалидностью вырастут в три раза

Для юридических лиц планируют ввести штраф в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Четверть россиян не пойдут в отпуск этим летом

У каждого третьего опрошенного увеличился бюджет на летний отпуск по сравнению с 2023 годом.