Маркетинг730

Как создать воронку продаж в Яндекс Метрике

Как с помощью инструментов веб-аналитики отследить путь пользователей на сайте, исправить существующие недочеты и повысить конверсию целевых действий.

Что такое анализ воронки продаж на сайте?

Это процесс изучения пользовательского опыта и определения проблемных этапов в прохождении пользователей от первого взаимодействия с сайтом до достижения конечной цели, например, оформления заказа или регистрации. Этот анализ позволяет выявить слабые места и улучшить пользовательский опыт, увеличить конверсию на сайте.

Воронка продаж – это предполагаемый путь пользователя на сайте. То есть, некий идеальный путь, который пользователь должен пройти по сайту до главного целевого действия. Мы понимаем, что пользователи, в целом, изучают сайт по-разному и они не обязательно идут по идеальному пути. Однако концепция анализа воронки продаж помогает находить узкие места и выдвигать гипотезы, отвечая на вопросы «Почему пользователь не сделал на этой странице целевое действие, а свернул с пути?».

Пример воронки продаж

У разных сегментов пользователей может быть разный путь к конверсии на сайте. Адаптивная версия сайта под мобильные устройства, скорее всего, отличается от ПК версии, следовательно, пользователи по-разному путешествуют по сайту. Также поведение новых пользователей может отличаться от поведения постоянных посетителей, которые уже хорошо ориентируются на сайте. Поэтому воронки продаж нужно анализировать по разным сегментам. В ходе UX-аудита мы обычно смотрим воронку по сегменту новых пользователей.

Как построить воронку в интерфейсе Яндекс Метрики

Недавно в Метрике появился новый отчет «Воронки». И всю цепочку последовательности действий пользователя можно теперь визуализировать в веб-интерфейсе Яндекс Метрики. Но сперва необходимо настроить отслеживание микро- и макро-конверсий в качестве JS-целей или параметров событий. Метрика также еще принимает «Просмотр страницы сайта» в качестве условия достижения шага воронки. Обо всем по порядку.

1. Настройка целей и событий

Проверьте, все ли целевые действия считаются и можно ли их замерить.

После настройки целей нужно подождать, пока накопится статистика для анализа. Подробнее о том, как настроить цели, можно посмотреть в справке.

2. Создание и настройка воронки

Когда статистика по целям и событиям накопилась, можно приступать к созданию воронки в интерфейсе Яндекс Метрики. В левом боковом меню идите в раздел «Отчеты», внизу нажмите кнопку «Создать отчет → Воронка». Откроется окно, в котором надо выбрать «Настройки».

1. Окно воронки. Вы можете выбрать неограниченный период воронки или указать время, за которое пользователь должен пройти все шаги:

2. Шаги воронки. В качестве условия достижения шага мы можем выбрать:

Настройка значений условий похожа на настройку сегментов в Яндекс Метрике: можно использовать регулярные выражения, вхождения строки и отрицание. По умолчанию используется строгое соответствие.

В одном шаге можно задать несколько условий. Эти условия будут объединены логическим оператором «или», а сам шаг воронки будет засчитан при достижении любого из выбранных условий («или» то, «или» другое). Каждому шагу можно задать произвольное имя. Можно настроить максимум 10 шагов.

В целом, все интуитивно понятно и легко настраивается. После настройки воронка выглядит примерно так:

3. Группировки. С помощью этого поля вы можете выбрать, в каких срезах хотите посмотреть воронку. Можно выбрать до 7 группировок или оставить поле пустым.

На картинке выше под графиком в таблице отображаются шаги в разбивке по срезам выбранной группировки. Например, можно смотреть срез по устройствам. На момент написания этой статьи некоторые группировки нельзя было задать: источники и истории посетителя (новый/вернувшийся).

4. Конверсии. В поле управления конверсиями можно выбрать один из вариантов:

3. Ecommerce-воронка

Для формирования этого отчета необходимо использовать возможности Яндекс Метрики по учету и анализу данных электронной коммерции. Если вы уже передаете в счетчик события электронной торговли, то ничего больше настраивать не надо. Как правило, это актуально для интернет-магазинов. Конверсии рассчитываются из отношения просматриваемого шага к первому шагу посетителей.

В этих отчетах также доступны настройки:

Воронка на основе сырых данных Яндекс Метрики

Для более глубокого анализа возможностей веб-интерфейса недостаточно. Например, если:

Чтобы получить неагрегированные или другими словами сырые данные, собираемые Яндекс Метрикой, вы можете использовать Logs API. Так вы самостоятельно сможете обрабатывать и использовать данные для решения уникальных аналитических задач.

Что нужно для получения сырых данных

  1. Создать приложение и получить токен. Нужно получить доступ к API путем создания нового приложения на странице OAuth. Приложение получит доступ к данным с помощью специального ключа, называемого токеном. В интернете много статей на эту тему, поэтому я не буду подробно останавливаться на данном шаге. Главное, потом не забудьте сохранить полученный токен доступа где-нибудь в надежном месте.
  2. Выгрузить и обработать сырые данные. Вам нужны данные о просмотрах страниц сайта, а также данные о целях, которые совершал пользователь. Под целями понимается микро- и макро-конверсии, которые совершает пользователь, продвигаясь по воронке на сайте. Поэтому прежде нужно обязательно позаботиться о том, чтобы необходимые нам цели отслеживались.

В выгрузке сырых данных информация о достижении цели передается в параметре ym:pv:URL. Например вот так: goal://site.ru/otkritie_formi, где путь URL соответствует названию js-события цели:

Если знаете Python и SQL, то сможете обработать полученные данные и привести их к нужному виду, удобному для анализа. Например, обработка может быть вот такая, где проставляются шаги у каждого действия пользователя, группируются страницы по категориям и исключаются ненужные для анализа пользователи. Далее необходимо подготовить итоговую со всеми необходимыми параметрами, которую затем надо подключить к сервису визуализации, где уже можно строить воронку и рассчитывать конверсию каждого шага.

Как использовать анализ воронки на практике?

Анализ хорошо помогает в UX-аудите – увидеть узкие места воронки.

Например, на картинке выше видно, что 57% пользователей уходит из каталога. Смотрим подробно на этот шаг. Задача страниц каталога со списком товаров – мотивировать пользователя посмотреть товар подробно, перейдя в карточку, либо добавить товар в корзину. Анализируем, насколько удачно страница справляется со своей задачей. Смотрим, а куда уходят наши пользователи с нужного нам шага. Пытаемся понять, почему они могут свернуть с воронки или вообще покинуть сайт. Смотрим различные проблемы в вебвизоре, карте кликов скроллинга и т.п. Пытаемся сами протестировать, пройти путь по воронке. Описываем проблемы. Выдвигаем гипотезы, почему так может быть и что по нашему мнению может улучшить ситуацию. Смотрим, как реализовано у конкурентов (или на других сайтах, не обязательно конкурентов), находим там удачные решения. Все наши гипотезы мы можем проверить в ходе А/Б-теста с помощью возможностей Яндекс Метрики.

Так, шаг за шагом мы пытаемся улучшить конверсию на каждом из шагов воронки.

Важно помнить, что воронка продаж сайта должна быть оптимизирована с учетом поведения пользователей. Дизайн и функциональность сайта следует изменять только на основе реальных данных веб-аналитики, чтобы сделать путь покупателя максимально простым и удобным.

Фото в анонсе: freepik.com

Также читайте:

Смотреть комментарии