«Российский рынок должен поглощать, а не выплевывать рабочую силу»

Куда пойти учиться? Какой вуз выбрать? Где потом остаться работать? – Этим вопросом ежегодно задаются очередные выпускники. На сегодняшний день в России тенденция такова, что все выпускники школ (а в 2013 году это порядка 750 тыс. чел.) стремятся попасть в высшее учебное заведение. Причем все больше российских граждан хотят участвовать в образовательном процессе не только на родине, но и за рубежом. Российскими вузами в немалом количестве интересуются и иностранные студенты, в частности, из Азии и третьих стран мира. Но все же доля России на мировом рынке образования достаточно мала. Куда чаще мигрируют студенты? Кого и чем привлекают российские вузы? Как повысить долю присутствия России на международной карте студенческой мобильности? Как удержать отток умов, и что этому может способствовать? Зачем России нужны новые ученые степени и причем тут бизнес? Об этом в интервью Executive.ru рассказал профессор Юрий Мосейкин, директор Института мировой экономики и бизнеса РУДН.

Executive.ru: Нужна ли России национальная стратегия интернационализации образования?

Юрий Мосейкин: Развитие информационных технологий дает возможность знакомиться с мировыми университетами и их образовательными технологиями и выбирать то, что по душе. В этом ключе Россия никак не может стоять в стороне от процесса интернационализации образования, являющегося, по сути, проекцией общемировой тенденции глобализации на образовательную деятельность. Тем более что она уже заявила о своем участии в нем, подписав Болонскую декларацию. А вот как получать из этого преимущества – вопрос разработки национальной стратегии. Саму стратегию можно рассматривать с точки зрения двух приоритетов: с одной стороны участие российских студентов в образовательном процессе за рубежом, а с другой – привлечение иностранных студентов в наши вузы. В первом случае мы преследуем цель получения новых навыков, компетенций российскими студентами, которые в дальнейшем могут быть обращены на пользу развития российской экономики (правда, нужно разработать хорошую стратегию по возвращению этих студентов). Во втором – финансовый доход как наиболее очевидный результат, хотя здесь присутствует и аспект идеологический, связанный с пропагандой нашего менталитета, культурных традиций, «modo vivendi» и создания, в конечном итоге, корпуса друзей России, лояльно относящихся к ней как носительнице несколько иных культурных ценностей. И, с моей точки зрения, этот результат не менее важен, чем результат финансовый. Хотя, если посмотреть на другие страны, которые активно привлекают иностранных студентов, то мы увидим, что для многих из них это существенная статья доходов в бюджете (например, в Австралии это чуть ли не 20%).

Executive.ru: Каковы показатели студенческой мобильности по миру?

Ю.М.: По данным ЮНЕСКО, за последние 25 лет студенческая мобильность возросла более чем на 300% и составляет сегодня порядка 3 млн чел. К 2015 году уже порядка 5,4 млн студентов будут учиться за границей, а к 2025 году – около 9 млн чел. Больше всего студентов выезжает из Азии, в частности из Китая, Индии и Республики Корея, а также из арабских стран. Что касается стран, принимающих студентов, то, на фоне активного развития процессов глобализации в последнее время, ситуация на 2010 год выглядит таким образом: США – в эту страну едут порядка 19% от общего числа выезжающих на учебу за рубеж, Великобритания – 12% , Франция – 8%, Германия – 7%, Австралия – 7%. В советское время Россия занимала достаточно весомые позиции на мировом рынке – порядка 8-10% рынка. Сегодня эта относительная доля сократилась, по разным оценкам, до 2% в связи с тем, что другие страны стали более активно проводить целенаправленную политику привлечения иностранных студентов. Появились новые игроки в виде Австралии, Новой Зеландии, Канады, Китая, ЮАР. В развитых странах появились новые стратегии интернационализации образования, направленные на повышение мобильности студенчества.

raspredelenie-studentov1.jpg

Executive.ru: С чем связано ухудшение положения России?

Ю.М.: Этот «падающий» показатель (8-10% тогда против 2% сейчас) демонстрирует относительную долю нашей страны, которая в силу обстоятельств, отмеченных выше, постоянно сокращалась. В целом же количество иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, как показывает статистика, имеет значительный рост. Если в начале 1960-х годов в Советском Союзе обучалось порядка 10 тыс. чел., то на начало 2000-х годов – 72 тыс. чел., а в 2009-2010 годах – уже 175 тыс. чел. Поступательная динамика налицо.

chislennost-studentov2.jpg

Executive.ru: За счет чего может быть повышена конкурентоспособность российской системы образования на международном рынке?

Ю.М.: Россия сейчас начинает предпринимать определенные шаги навстречу повышению своей доли присутствия на мировом рынке образования. Тем не менее, по моему мнению, у нас еще не выработана национальная стратегия, которая бы стимулировала эти действия. Здесь можно говорить достаточно долго. Главное, что необходимо сделать на пути к этому:

– усилить интеграцию в образование науки, которая исторически была сконцентрирована в академических институтах и мало пересекалась с образовательными учреждениями, которым осталась только схоластика и теория.

– привлекать молодые кадры в преподавательский состав, который сейчас проходит очень болезненный период смены поколений. Старые кадры, коих сейчас подавляющее большинство, воспитанные еще в советское время, плохо адаптированы к современным технологиям. Я знаю немало молодых инициативных кадров, которые многого добились в карьере и бизнесе и активно преподают в вузах. Но их мало, и их стремление больше основано на голом энтузиазме, так как для привлечения молодых людей, заряженных не только знаниями, но и практическим опытом, уровень оплаты труда в высших учебных заведениях явно не привлекателен.

– снизить объемы учебной нагрузки для преподавателей, чтобы дать возможность для творчества.

– упростить бюрократическую систему в вузах. В частности это касается всевозможных отчетов по показателям эффективности. Преподавателям просто некогда заниматься творческой работой, созданием нового образовательного продукта. Во всем мире такие оценки тоже делаются, но по общим показателям результативности (по выпускникам), рейтингам, признанию вузов профессиональной общественностью (аккредитация AMBA, EFMD, AАCSB).

– дать возможность вузам осуществлять самостоятельный набор иностранцев на бюджетные места. Так, как это было раньше: специальный отдел вуза собирает документы абитуриентов, приемная комиссия обрабатывает их, принимает решение о приеме и подает минобру на согласование. В 2011 году министерство поменяло эту процедуру и заявило о том, что все иностранные студенты, желающие обучаться в российских вузах, должны напрямую обращаться в минобр. Но скажите, кто там будет проводить качественный отбор студентов?

Executive.ru: Кто едет учиться в Россию (из каких стран, на какие специальности) и почему именно из этих стран?

Ю.М.: Если посмотреть статистику Министерства образования 2009-2010 года, то порядка 40% приезжающих учиться в нашу страну – это студенты из стран СНГ, 35-36% - из стран Азии (Индия, Китай, Вьетнам и т.д.) и намного меньший процент – из других стран. Эта пропорция, в принципе, отвечает и на вопрос почему. Здесь и геополитический аспект, связанный с исторической ориентированностью этих стран на Советский Союз и Россию, и финансовый (весьма немаловажный!), и культурологический (особенно для стран СНГ, где еще владеют русским языком).

chislennost-studentov3.jpg

Если взглянуть на набор специальностей, которые привлекали иностранных студентов в советское время и привлекают сейчас, то ситуация поменялась серьезным образом. В начале 1990-х годов 53% отдавали предпочтение инженерно-техническим специальностям, 18% – естественно-научным, 17% – медицине и фармацевтике и только 5% – экономическим специальностям. Сейчас на первое место вышли медицинские и экономические специальности, при том, что инженерно-технические, хотя и входят в тройку популярных, втрое сократили свою долю. Почему медицинское образование в России пользуется бОльшим спросом среди студентов из-за рубежа? Ответить на этот вопрос несложно, зная, откуда к нам едет большая часть студентов, и сопоставив цены на медицинское образование у нас и за рубежом, где оно одно из самых дорогих.

specialnosti-small4.jpg

(кликните на картинку, чтобы увеличить ее масштаб)

Executive.ru: Многие ли выпускники-иностранцы остаются в России для продолжения обучения и построения карьеры? Каковы их перспективы для профессионального роста?

Ю.М.: Хотелось бы, чтобы этих перспектив было больше. Это вопрос скорее из области идеологии, культуры и менталитета, ну, и экономики в целом, конечно. Например, для американских граждан вполне естественно присутствие на различных должностях, в том числе в высшей школе, индусов, китайцев, и др., которые успешно интегрируются в среду, занимаются наукой, образованием и исследованиями, работают в различных областях экономики и занимают высокие посты. Российский менталитет пока еще не так хорошо адаптировался к той ситуации международного котла, который переваривает вместе все нации и культуры. Особенно это хорошо видно по отношению к выходцам из азиатских стран, стран третьего мира. Это то, что касается культуры и менталитета. А в целом экономика, в свою очередь, должна предъявлять спрос к кадрам такой квалификации, а не только к категории строителей, разнорабочих и работников ЖКХ.

Да, определенное число выпускников-иностранцев остаются в России. И тому есть две основных причины: а) женятся или выходят замуж; б) занимаются собственным бизнесом. Перспективы у оставшихся самые различные, в том числе научная и исследовательская деятельность. Могу привести пример, который, честно говоря, пока еще не характерен для России (ведь мы, порой, стремимся, чтобы у нас работали хоть какие захудалые, но европейцы!): на экономическом факультете я заведую кафедрой макроэкономического регулирования, где работают два иностранца. Оба кандидаты наук и оба остались в России по первой из упомянутых причине. Один – выходец из Бангладеш, наш выпускник, женился, защитил диссертацию. Второй – боливиец, после обучения в РУДН уехал на родину, дорос до вицеспикера парламента своей страны, вернулся в Россию в должности посла Боливии, а по истечении срока службы и окончания обучения в аспирантуре, защитился и стал кандидатом экономических наук, работает на кафедре и метит в доценты. Помимо этого я знаю и оставшихся по второй причине – тех, кто открыли свой бизнес. Таких ребят я встречаю ежегодно на наших программах MBA.

Executive.ru: Согласно рейтингу ОЭСР «Взгляд на образование – 2012» Россия заняла первое место в мире по числу людей с высшим образованием в возрасте от 25 до 64 лет. Насколько тема интеллектуальной эмиграции актуальна для России?

Ю.М.: Когда в России встал вопрос о вступлении в Болонский процесс, шли очень горячие дискуссии. Для чего Европа инициировала его создание? Европа – это общий рынок, свободное движение труда, капитала, услуг, рабочей силы. Для нее создание единого рынка было необходимой потребностью свободного перемещения рабочей силы по всей территории этого сообщества. Для этого нужны были общие образовательные стандарты и с этой целью был запущен Болонский процесс. Смысл подключения России к этому процессу? Мы не являемся участниками общеевропейского рынка ни своей продукцией, ни капиталами. А выравнивание образовательных систем и приведение их к общему стандарту дало россиянам возможность ехать в любое образовательное учреждение Европы, обучаться там и оставаться там работать. В результате Россия стала отдавать свою интеллектуальную рабочую силу чужому рынку, не получая ничего взамен. Кто виноват? Наверное, сама Россия. Ведь уезжают, по большей части, потому, что не могут найти себе применение здесь. Та производственная база, которая могла бы предъявить потребность в кадрах такого уровня, пока еще только создается. Нам нужны экономические условия, где российский рынок бы поглощал, а не «выплевывал» рабочую силу. Чтобы были достойный заработок, возможность самореализации и социальные условия, чтобы было комфортнее, выгоднее и интереснее жить и работать здесь, в своей родной стране.

В этой теме еще стоит отметить особое качество молодого поколения. Современные выпускники обладают повышенной мобильностью. Это тип рабочей силы на американский манер: когда человек привязан не к месту проживания, а к тому месту, где есть работа. Не по принципу «ищу работу поближе к дому», а «ищу дом поближе к работе».

Executive.ru: Есть ли у Института мировой экономики и бизнеса РУДН стратегия интернационализации образования? С какими зарубежными университетами развивается сотрудничество?

Ю.М.: Стратегия интернационализации является частью общей стратегии развития РУДН, которая была выработана в результате долгого и многоэтапного осмысления и формулирования своей роли и места, как вуза международного типа. Ежегодно ведется мониторинг хода выполнения индикаторов развития университета в целом, факультетов, институтов и кафедр, подводятся итоги обновления и формируется стратегический план на следующий год. Что касается сотрудничества, я не буду говорить за весь университет, у которого на сегодняшний около 150 действующих договоров и соглашений – скажу только про наш институт. Много научных и образовательных контактов с университетами практически со всех континентов, мы общаемся, возим наших студентов на ознакомительные и языковые практики, делаем совместные публикации, но основных зарубежных вузов, с которыми у нас есть программы двойных дипломов, сейчас два: Edinburgh Napier university (бакалавриат, магистратура, MBA и DBA) и университет Ниццы — Sophia Antipolis (бакалавриат, магистратура, MBA). В 2013 году мы также подписали договор о двойном дипломе с London Metropolitan University по магистратуре в области профессионального (делового) перевода по направлению лингвистика. На будущее есть заинтересованность в развитии сотрудничества с латиноамериканскими странами.

Executive.ru: У стран Содружества есть положительный опыт в области создания сетевого университета СНГ в формате магистратуры, где РУДН является базовым университетом, собственно и выступившим в 2008 году инициатором этого проекта. Каковы на сегодняшний день показатели его эффективности?

Ю.М.: В 2013 году сетевой университет расширился до 19 вузов из девяти стран: Украина, Россия, Казахстан, Армения, Белоруссия, Киргизия, Узбекистан, Молдова и Таджикистан. В РУДН по пяти основным направлениям было принято 146 магистров. Например, экономический факультет участвует в проекте по трем магистерским программам: международный менеджмент, международная торговля и управление проектами. Это двухгодичные магистерские программы, по которым первый год студенты указанных выше стран обучаются в нашем университете, затем продолжают учебу в своих университетах, а по окончании обучения получают двойной диплом. Финансирование идет странами-участницами, для студентов обучение бесплатно. Те, кто уже окончил программу, очень довольны результатами. По их словам, это стало хорошим толчком к их дальнейшей карьере, организации своего бизнеса.

В целом же проект расширяется, к нему подключается все больше вузов, которые проходят жесткий отбор (в рейтингах своей страны они должны быть в числе первой тройки лидеров).

Executive.ru: Как введение прикладных степеней связано с интернационализацией образования?

Ю.М.: В обсуждаемом нами вопросе нельзя не коснуться образования на более высоких ступенях. С каждым годом в связи с современным этапом развития общества у представителей государственного управления и бизнеса растет потребность в общественном признании, оценке достижений и непрерывном репутационном росте. Отсюда увеличивающийся спрос на научные степени и «ВАКовские» свидетельства. Однако полученные в России ученые степени с трудом коррелируют с принятыми в большинстве стран мира университетскими учеными степенями: PhD (доктор философии в определенной отрасли науки) и системой прикладных профессиональных докторских степеней, связанных с высокими достижениями в прикладной, практической и обычно руководящей деятельности (DBA – доктор делового администрирования, DPA – доктор государственного управления и т.д.). В связи с этим председатель Высшей аттестационной комиссии Владимир Филиппов предложил концепцию реформирования системы присуждения не только научных, но и прикладных степеней. За рубежом система PhD изначально выстроена таким образом, что наличие степени говорит о вашем умении самостоятельно проводить научные исследования. А академическую значимость ученый получает за свои публикации и их признание. Наличие степени DBA говорит о вашем умении самостоятельно реализовывать проекты. Во время обучения вы реализуете некий проект в рамках своей компании. Итогом становится его реализация, доклад результатов, получение степени и признание общественности. И мы должны в идеале к этому стремиться.


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Дмитрий Федоров
Директор по рекламе, Москва

Образование это часть институциализации сфер деятельности

для России многие сферы деятельности оказались не приоритетными, отсюда сокращение и их институциональной базы - образования, например авиатизация страны в проклятом совке было более 1000 аэродромов (что то около 1300) в штатах было около 1400 а сейчас больше у нас меньше - около 300-400
и так во всех не приоритетных, ненужных институциях и сферах деятельности, поэтому образование как институциональная производная и основа сокращается кратно доле страны в отраслях деятельности в кратности к другим промышленно развитым странам

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
МИРБИС стал лауреатом Национальной премии «Бренд года в России 2024»

Премия «Бренд года в России» нацелена на признание и поддержку достижений организаций, формирующих стандарты и векторы развития в своих отраслях.

Исследование: почему девушки решают учиться IT

Большинство опрошенных студенток IT в старшей школе учились в профильных классах – с IT или физико-математическим уклоном.

Высшая школа бизнеса ВШЭ и ТМХ завершили модуль по обучению руководителей

В ходе обучения более 50 сотрудников ТМХ осваивают важные навыки, связанные с маркетингом, финансовым менеджментом, развитием команд и принятием управленческих решений.

В Высшей школе бизнеса ВШЭ стартовал новый поток обучения кейс-методу

Кейс-метод – одна из основных образовательных технологий ведущих мировых бизнес-школ.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.