Бизнес-идея и миссия компании

Может, кому-то очень нравится Джессика Альба. И этот кто-то был бы очень не прочь, чтобы Джессика Альба прониклась к нему пламенной любовью и незамедлительно слилась с ним в экстазе. Но вряд ли Джессика Альба будет влюбляться в каждого поца, глядящего на нее с вожделением, только потому, что поцу этого хочется.

Тут-то и возникает ключевой вопрос: «За что клиенты нашего бизнеса будут платить нам деньги?» Фактически хорошая миссия компании должна давать ответ на аналогичный вопрос: «Что такое полезное, интересное, важное и ценное мы будем делать для наших клиентов, чтобы они с удовольствием платили нам деньги и формировали нашу прибыль?»

То, что дает конкретные ответы на эти вопросы, как раз и является идеей бизнеса, или бизнес-идеей. Придумывать такие бизнес-идеи ― одна из важнейших функций собственника бизнеса, если не самая важная. По моему мнению, разработка бизнес-идей находится исключительно в сфере компетенции собственника. То есть человек, не способный сам придумывать и разрабатывать бизнес-идеи, в большинстве случаев не сможет стать настоящим собственником бизнеса. Конечно, в реальной жизни возможны разные варианты. Можно вместо того, чтобы придумывать собственную бизнес-идею, купить готовую франшизу. Можно выступить финансовым инвестором, вложив средства в проект, идею которого придумал кто-то другой. Но, что характерно, организовывать бизнесы подобным образом значительно лучше удается тем, кто уже является опытным и успешным предпринимателем.

Настоящий предприниматель всегда одержимый. Вплоть до частичного, а иногда и полного сумасшествия. Внутри предпринимателя живет идея о том, каким должен стать его бизнес. Эта идея может быть недостаточно ясной даже для него самого. Она может быть не выстроена логически и даже не облечена в слова. И тем не менее предприниматель достаточно ясно чувствует, что он должен делать, чтобы создать, а в дальнейшем развивать свой бизнес-проект.

Со стороны может казаться, что многие поступки такого предпринимателя необъяснимы ни с точки зрения логики, ни с точки зрения здравого смысла. Более того, многие поступки предпринимателя могут выглядеть отвратительными и аморальными. Получается, что ради интересов дела ― своего детища ― предприниматель делает такие вещи, которые никогда бы не сделал нормальный человек. Этот момент неплохо был показан в фильме Дэвида Финчера «Социальная сеть». Казалось бы, зачем молодому парню, компьютерщику не совсем от мира сего, обманывать, предавать и подставлять своих друзей? А я видел начинающих предпринимателей, которые ради своего бизнеса делали вещи и похлеще. Значительно похлеще, я бы сказал. Уверяю вас, в большинстве случаев они вряд ли смогли бы обосновать, почему они все это сделали. Часто тяжелейшие деяния, которые совершает предприниматель, не являются результатом каких-то логических умозаключений или частью заранее продуманного плана. Предприниматель просто чувствует, что должен сделать это, и делает это ― вот и все. Почему, зачем? Кто знает? Так было надо. Я это называю «взять грех на душу». На каждом опытном, успешном предпринимателе висит немало таких грехов.

Нужно также помнить о том, что в процессе развития бизнеса бизнес-идея, ради которой когда-то создавался этот бизнес, может серьезно развиваться и даже радикально видоизменяться.

Например:

  • Свой первый бизнес я создавал под следующую бизнес-идею: взять готовый узел сети Релком, который должен был погибнуть по привходящим форс-мажорным обстоятельствам, и реорганизовать его на новом месте. Замысел был в том, чтобы перенести на новое место и новую техническую базу уже налаженный бизнес, стабильно работающий и приносящий доход на протяжении многих лет, со сложившимся кругом клиентов. Казалось бы, что может быть проще?
  • Однако в результате организационных накладок большинство клиентов из предыдущего бизнеса перешло на обслуживание в конкурирующую компанию до того, как мы успели реорганизовать бизнес на новом месте. В результате на рынке остались всего две конкурирующие компании. Причем соотношение клиентов было 7:1 не в нашу пользу. Если бы мы продолжали вести бизнес по той бизнес-модели, которая была задумана изначально, наша компания не протянула бы и нескольких месяцев.
  • Чтобы наш бизнес выжил и смог подняться, мы сделали ставку на предоставление клиентам принципиально нового сервиса ― удаленного обслуживания банковских счетов по системе Клиент-Банк. По тем временам это была абсолютно новаторская услуга. Нечего и говорить, что на момент организации бизнеса мы не думали ни о том, что будем обслуживать клиентов по системе Клиент-Банк, ни о том, насколько важной эта услуга окажется для выживания бизнеса в целом.
  • Изначально основным источником доходов узлов сети Релком было предоставление услуг электронной почты и доступа в телеконференции. Однако не прошло и года, как мы первыми в своем регионе стали обеспечивать полноценный доступ в Интернет. Вскоре именно услуги доступа в Интернет стали основным источником доходов нашего бизнеса. Разумеется, мы не знали об этом и не могли этого предполагать на этапе создания бизнеса.

Фактически через два года с момента создания нашего бизнеса концепция бизнеса изменилась целиком. Наша компания ни с точки зрения технической инфраструктуры, ни с точки зрения предоставляемых услуг, ни с точки зрения источников доходов практически ничем не напоминала тот узел Релком, с которого все начиналось. Причем бизнес-модель нашей компании кардинально менялась за эти два года как минимум три раза. То есть мы создавали бизнес «А», смогли поднять бизнес «Б», а потом на его основе сделали бизнес «В».

Аналогично компания «Капитал-Консалтинг» изначально создавалась ради проведения семинаров для частных лиц по управлению личными финансами и инвестициями. То есть речь изначально шла о классическом бизнесе тренинговой компании. А сейчас основным источником доходов компании являются консалтинговые проекты по построению профессиональных отделов продаж «под ключ». Таким образом, сейчас перед нами консалтинговый бизнес, а не тренинговая компания. Вдобавок специализация консалтинговых проектов, которые сейчас проводятся компанией, не имеет ничего общего с тематикой тех семинаров, которые проводились изначально. Фактически речь идет о двух совершенно разных бизнесах, не имеющих между собой ничего общего. Однако в действительности один из этих бизнесов постепенно, эволюционным путем развился из другого. Когда я создавал эту компанию, я даже близко не предполагал, куда и как на самом деле пойдет ее развитие.

Поэтому, когда вы создаете новую компанию, нелишне помнить о том, что вы на самом деле не знаете, что за бизнес вы создаете. Как и когда будет видоизменяться созданный вами бизнес, во что он превратится в результате ― все это заранее неизвестно. Мало придумать одну бизнес-идею, чтобы создать бизнес на ее основе. Бизнес-идею придется придумывать раз за разом и делать это регулярно, пока ваша компания существует и развивается.

Поэтому я сильно недопонимаю тех «предпринимателей», которые спрашивают: «Подскажите, пожалуйста, нет ли у вас идеи, какой бизнес мы могли бы организовать, чтобы он был эффективен и приносил доход?»

Помилуйте, батенька! Это ваша и только ваша неотъемлемая часть работы ― придумать ту бизнес-идею, на основе которой вы сможете создать ваш бизнес! Если у вас есть деньги, но нет бизнес-идеи, под которую их можно было бы задействовать, ― кто сказал, что вы должны создавать новый бизнес? Займитесь инвестициями! Большинство инвестиций предоставляет готовые возможности для вложения средств, и при этом никаких бизнес-идей вам придумывать не придется. А если у вас нет даже инвестиционного капитала, который вы могли бы вложить в бизнес, ― что еще вы можете привнести, кроме бизнес-идеи?

В общем, многие «предприниматели», которые не готовы сами придумывать бизнес-идеи, но при этом хотят быть собственниками бизнеса, напоминают мне женихов, которые хотят жениться, но не готовы исполнять супружеские обязанности. Можно, конечно, попробовать их кому-то делегировать… Только, извините, ребеночек-то чей потом будет?


Данная статья вошла в книгу Константина Бакшта «Построение бизнеса услуг: с «нуля» до доминирования на рынке». ― СПб: «Питер». 2012.

Источник фото: fif.ru

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Менеджер, Москва

Для Виктории по поводу ''заражения миссией'' (если ещё не знакомы с этой литературой, то):
- Джим Хоуден ''Искусство вовлечения: как максимально полно раскрыть потенциал своих сотрудников''
- Джон П. Коттер ''Впереди перемен'' (и другие его книги по управлению изменениями)

Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва

Про бизнес-идею понял. А при чем тут миссия?

Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва
Константин в запале путает понятия. Бизнес-идея и миссия. Мотив предпринимателя и форма его реализации. ''Получается, что ради интересов дела ― своего детища ― предприниматель делает такие вещи, которые никогда бы не сделал нормальный человек.'' (К.Бакшт) Будучи знакомым с рядом собственников, могу засвидетельствовать, что в подавляющем большинстве в основе их мотивов лежит неуемная жадность, а бизнес-идеи они легко меняют (от страхового бизнеса до медклиники, от производства молочной продукции до девелопмента и тд). Не стоит из предпринимателей делать ''блаженных одержимых'' бизнес-идеями :) Многие из них сознательно пошли на разорение ради сохранения бизнес-идеи? Кстати, насчет ''нормального человека'' - скорее имеется в виду не ''нормальный'', а просто ''честный'' человек. Еще одна подмена понятий от К.Бакшта в целях героизации собственников.
Вице-президент, зам. гендиректора, Москва
пишет: Любой бизнес создается ради получения прибыли.
Этот постулат настолько же распространен, насколько и некорректен. Деньги, прибыль - это лишь средство реализации миссии. Сколько уже написано по поводу того, что компании с четко сформулированной миссией, которая пронизывает всю их деятельность, более эффективны, чем компании без таковой. Из самых известных публикаций: Джим Коллинз, ''Построенные навечно''. Уже где-то писал, что Гарвардская школа бизнеса определяет предпринимательство, как: ''Достижение цели без ориентации на первоначальные ресурсы''
Researcher, Волгоград

Согласна, что любой бизнес - это, прежде всего, получение прибыли.
У нас в стране это считается почему-то постыдным, иметь открытую цель заработать денег и преследовать ее.

А получение прибыли в это время не отменяет наличие у компании миссии и социальной ответственности, просто не надо себя обманывать.

Наличие МИССИИ у компании помогает мотивировать всех ее сотрудников зарабатывать начальнику деньги, именно поэтому она должна быть в любой, даже маленькой (или особенно маленькой) компании. Если не на бумаге, то на словах - точно.

Виктор Шкурин +340 Виктор Шкурин Директор по продажам, Санкт-Петербург

Ирина, а почему люди зарабатывают деньгу именно в той области деятельности в которой зарабатывают, а не в наркотиках, например? Может быть не прибыль главное?

Председатель совета директоров, Москва
Виктор Шкурин пишет: ...а, почему... Может быть не прибыль главное?
просто не все средства ее получения хороши и безопасны:-)))
Вице-президент, зам. гендиректора, Москва
Ирина Уварова пишет: У нас в стране это считается почему-то постыдным, иметь открытую цель заработать денег и преследовать ее.
Т.е., по Вашему, цель оправдывает средства. А, как уже было сказано, самые большие деньги зарабатываются в криминальной сфере, торговле наркотиками, оружием. Кстати, после последних расстрелов в Америке, акции оружейных компаний стали падать в цене, ибо некоторые паевые фонды стали выводить деньги из них, под влиянием требований инвесторов.
Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
Цель и смысл бизнеса в прибыли? Или нет? Ответ на этот вопрос – очевиден. Если вывести ответ из т.н. «первых принципов». Бизнес (экономическая деятельность) осуществляется «коллективом» базовых участников экономики: Государство; Бизнес; Труд. Для этого коллектива, смысл бизнеса – в добавленной стоимости (ДС). ДС определяется как разница, между стоимостью продукции и стоимостью ресурсов, затраченных на производство этой продукции. Распределяется ДС «на троих», следующим образом: ДС = Н + Пр + Зп. ……………………. (1) Где: Н – налоги Государству; Пр – прибыль Бизнесу; Зп – зарплата Труду. Такое распределение ДС отражает факт разделения труда – распределения (между базовыми участниками экономики) функций защиты, управления и исполнения. [COLOR=gray=gray]Опишем распределение функций. Защита интересов участников экономической деятельности – осуществляется Государством: – от внешних врагов – посредством армии и посредством участия (Государства) в международных организациях; – от внутренних врагов – посредством законов и милиции. Управление экономической деятельностью – осуществляет Бизнес следующим образом: – генерирует замысел дельты, или организует ее генерацию, или покупает ее; – организует производство дельты; – осуществляет расчет с остальными базовыми участниками экономики. Исполнение в экономической деятельности осуществляет Труд. Он превращает ДС из замысла в факт. [/COLOR] Возможен ли бизнес при нулевых или отрицательных значениях долей распределения (1)? Конечно, нет. Значит, значение каждой доли ДС ограничивается значениями остальных двух долей. Теперь понятен следующий ответ на заданный вопрос: Для каждого базового участника экономики – в его доле добавленной стоимости заключается и цель и смысл бизнеса. А значения остальных двух долей – это ограничения цели и смысла его участия в бизнесе. Здесь некоторые могут, гордо вскинув голову, возмутиться. Да ни за что! Доля ДС может быть целью. А смысл – это духовное совершенствование … ([COLOR=gray=gray]и прочая лабуда[/COLOR]). Дадим этим некоторым устать от взлёта их духовности и, потом, ответим: - Известно, что «чужая душа – потёмки». И угадывать для неё цели и смыслы – пустое занятие. Поэтому, останемся на границе «мы и я». А там – вышеприведенное понимание, выделенное полужирным с подчёркиванием.
Вице-президент, зам. гендиректора, Москва
Организация (коммерческая) не может существовать без прибыли (в долговременном плане), как и человек не может существовать без материального вознаграждения, и против этого глупо спорить. Но является ли для организации прибыль самоцелью, как и материальное вознаграждение для человека. Для разных организаций, как и для разных людей - по разному. ''Получение прибыли — часть социальной ответственности организации. Отсутствие прибыли — преступление перед обществом… Часть прибыли идет на государственные налоги и должна служить для развития всего общества. Значит, компания просто обязана получать достаточную прибыль… '' ''Всякий бизнес — общественное явление. Не стоит думать о нем, как о частной собственности. Поскольку любая организация стремится к благоденствию, используя общественные ресурсы — землю, деньги, оборудование — и человеческий труд и талант, она ответственна перед обществом за то, что делает. В этом смысле организация — общественное явление. Вам не следует думать, что вы можете делать с бизнесом все, что вам взбредет в голову, просто потому, что вы его владелец». Конусуке Мацусита «Никто в рекламе, или в другой области, не может поступиться своими принципами. Как только человек начнет поступаться чем-то из–за денег, он погиб. Возможно, не в смысле успешности, а в смысле профессионализма — как человек, который вносит свой вклад в свою профессию или призвание и выводит их на новые рубежи». Клод Хопкинс, один из патриархов современной рекламы ''Сначала люди создают организацию, а потом организация создает людей. Уинстон Черчилль Это так, мысли вслух...
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Треть профессионалов не доверяют своему руководству

Специалисты меньше, чем руководители и директора, склонны к доверию.

Зарплатные ожидания IT-специалистов превышают возможности работодателей в 1,5-2 раза

Общий рост зарплат в IT-сфере за первые 9 месяцев 2023 года составил 15-20%.

Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.