Мобильные приложения в бизнесе. Пять рецептов успеха

Анатолий Ларин, Touch Instinct

Мобильные приложения - это новое и модное явление. Многие руководители после покупки iPhone спрашивают у подчиненных: «Почему у нашей компании еще нет мобильного приложения?». Исполнители идут к аутсорсерам, тратят немало денег и выпускают долгожданный продукт. Только вот пользователям он не нужен. В результате деньги и время потрачены, а на выходе - ноль. В этой статье я хочу привести своеобразные «рецепты» правильного использования мобильных приложений в бизнесе.

Прежде всего, если вы задумались о мобильном приложении - подумайте еще раз. А не решат ли ваши задачи мобильный сайт или SMS? Поверьте, никому не нужна информация о вашей компании в виде приложения, проще зайти на сайт. Если не передумали, давайте посмотрим на успешный опыт других компаний.

Доставка контента

Чаще всего люди используют смартфон, чтобы «убить время»: в очереди, в метро или в пробке. Свежий выпуск любимого журнала, передачи или электронная книга отлично для этого подходят. Второй по частоте сценарий - работа с планшетом (iPad) в удобном кресле или на кровати. Компьютеры заставляют нас сидеть за столами и сосредотачиваться, а планшеты позволяют расслабиться и использовать их в любой удобной ситуации.

Если ваш бизнес - это предоставление информации, мобильное приложение откроет для ваших клиентов новый удобный способ ее потребления. Покупка контента не составит труда. Старые выпуски не забьют антресоли.

Кроме повышения лояльности и выхода на новую аудиторию, вы можете хорошо заработать на рекламе. Реклама на iPhone и iPad сейчас продается дороже интернет-банеров, и емкость рекламных сетей не столь велика, как в первом случае.

Примеров приложений доставки контента уже достаточно много. Популярный глянцевый мужской журнал Men’s Health выпускает iPad-версии своего журнала. Мобильная версия включает видео, анимацию, ссылки и даже мини-игры.

Для выпуска журналов на iPad не требуется дорогостоящая мобильная разработка. Существует специальная готовая система Adobe Digital Publishing Suite. Adobe DPS стоит от $500 и позволяет создавать полноценные интерактивные журналы, не прибегая к помощи программистов. Ею пользуется большинство глянцевых издательств (Men's Health, Cosmo и другие).

Другой пример доставки контента - это интернет-кинотеатр stream.ru. За фиксированную сумму в месяц пользователи смотрят фильмы на своем планшете. Приложение Stream стабильно находится в топ-15 развлекательных приложений iPhone и в топ-5 развлекательных iPad-приложений. Эффект - повышение лояльности существующих пользователей сервиса и постоянный приток новых. За первую неделю после выпуска приложение скачало 100 тыс. человек.

Не забывайте, что от любых продаж приложений для iPhone и iPad вам придется отдать 30% компании Apple.

Мобильная версия веб-сервиса

Пионером мобилизации интернет-сервиса стал Альфа-банк, выпустив в 2010 году мобильный банкинг для iPhone и Android. Приложение позволяет отслеживать балансы счетов, осуществлять переводы и различные платежи. Многие банки до этого предоставляли услугу онлайн-банкинга, но над выпуском приложения никто не задумывался. А зря. Клиенты Альфа-банка - это молодые, активные люди с высоким уровнем дохода, что полностью подпадает под описание владельца смартфона в России. Благодаря этому совпадению и массированной рекламной кампании нового приложения, Альфа-банк добился потрясающих результатов. Почти вся целевая аудитории банка ассоциирует бренд с удобным интернет-банкингом и мобильным приложением и рекомендует его знакомым. Идея прошла проверку временем. Сегодня iPhone-приложение есть у всех ведущих банков: Сбербанка, Абсолютбанка, Русского Стандарта, ТКС и других.

Хорошие примеры мобилизации веб-сервиса - это клиенты для различных интернет-проектов: ВКонтакте, Одноклассники, Право.ру, Skype. Раньше, когда у пользователя под рукой не было компьютера (10%-50% времени), сервисы теряли его внимание. С выпуском мобильного приложения вашей услугой будут пользоваться круглосуточно, семь дней в неделю. Это значительно увеличивает количество активных пользователей и частоту взаимодействия. Если вы владелец массового интернет-сервиса, то вам однозначно необходимо мобильное приложение.

Дополнение продукта

Зачем мобильное приложение может понадобиться весам или автомобильной сигнализации? Я более чем уверен, что весы и сигнализации с успехом продаются и без этого. Хитрость в том, что мобильное приложение превращается в значительное конкурентное преимущество.

Например, все автомобили Volvo, начиная с 2012 года выпуска, управляются через iPhone-приложение Volvo on-call. С его помощью вы можете посмотреть уровень бензина, пробег, закрыты ли двери, включить подогрев двигателя и найти свой автомобиль на карте. На любом расстоянии от автомобиля. Мои знакомые, владельцы смартфонов, когда видят по телевизору как новый XC90 заводится с iPhone, сразу же хотят эту машину. Делаете сигнализации? Подумайте в этом направлении.

Возвращаясь к весам, компания Withings разработала особеный продукт — весы с wi-fi. Результаты каждого взвешивания автоматически передаются на сервер. С помощью мобильного приложения вы можете в любое время, в любом месте просмотреть всю историю своих взаимоотношений с весом. Очень мотивирует на тренировки или перед поеданием сладостей. Так обычные весы стали желанным продуктом и успешно продаются за $330.

Эти примеры показывают, что удобное мобильное приложение к продукту увеличивает продажи на молодую и обеспеченную аудиторию. Если вы будете одним из первых в своей отрасли, то это станет еще и прекрасным инфоповодом, газеты будут писать о вас.

Новый канал продаж

В том случае если ваш бизнес - это не интернет-сервис и вы поставляете людям не информацию, а реальные или виртуальные товары, мобильное приложение будет вам также полезно. Благодаря рейтингам AppStore, Google Play и новым маркетинговым инструментам, мобильное приложение может стать полноценным каналом продаж. И, поверьте мне, пока конкуренция на этом поле гораздо слабее, чем среди привычных каналов? будь то интернет-сайт, e-mail-маркетинг, телефон или раскладывание листовок по почтовым ящикам.

Сегодня через мобильные приложения в России продают фильмы, купоны, цветы, книги, гаджеты, бытовую технику и доставляют еду. Один из первых и самых ярких примеров - это приложение Тануки, сети суши-ресторанов, ориентированных на доставку. В июле 2010 года компания представила свое приложение, при этом отдел маркетинга отработал отлично. Практически весь интернет пестрил новостями о Тануки, о разработке написали не только все сайты с обзорами iPhone-приложений, но и сайты, посвященные общепиту. Продажи подкреплялись скидкой 20% на все меню. Как результат - с 2010 года и по сей день приложение занимает место в топ-10 AppStore-категории Lifestyle. По словам создателей приложения, Тануки окупили стоимость разработки за два месяца и сейчас 10% продаж компании приходится именно на iPhone и Android.

Если вас вдохновил успех Тануки, учтите три вещи:

— сайт у вас уже есть, и вы должны создать что-то новое и более удобное;
— потолок мобильных продаж в России - 10%, посчитайте, когда приложение окупится;
— ваш товар должен покупаться часто, никто не будет ставить мобильное приложение для покупки перфоратора или автомобиля.

Клиентам вход воспрещен

Не все мобильные приложения предназначены для свободного скачивания, они могут помочь и вашим собственным сотрудникам. Примеры: расчет стоимости пластиковых окон, счетчик для таксиста, приложение курьера, приложения, помогающие при продаже клиенту или различных BTL-акциях.

Представьте, что вы идете с ланча и милые девушки предлагают вам примерить обувь из новой коллекции прямо на улице. Достаточно навести iPad на ноги, и мобильное приложение само нарисует новую модель обуви на ноге. То же самое сработает с часами, украшениями или машинами. BTL-акции с поддержкой мобильных приложений и дополненной реальности заинтересовывают и удивляют.

При продаже дорогостоящих товаров iPad также может оказаться кстати. Например, вы выбираете себе квартиру в строящемся доме, и риелтор, словно волшебник, достает iPad и через камеру устройства показывает вам возможные планировки поверх серых стен. Или же на территории строящегося поселка перед вами возникают 3D-модели будущих домов. Согласитесь, положительно скажется на решении о покупке.

Другая сторона неклиентских iPad-разработок - это приложения для топ-менеджеров. Есть примеры ежегодных отчетов для инвесторов или инструментов для принятия решений вдали от компьютера.

Надеюсь, эти примеры помогут вам придумать мобильное приложение для вашего бизнеса. Самое главное - думайте о пользователях. Если вы удовлетворите их потребности, приложение будет успешным. 

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Программист, Московская область

Особенно понравилось про завести автомобиль с помощью приложения! :-)

Директор по развитию, Оренбург

Клиентам получать, а Компаниям оказывать всевозможные консалтинговые услуги удобно через buhphone (сайт buhphone.ru). Есть возможность совершать звонки, обмениваться текстовыми сообщениями и получать удаленный доступ к компьютеру Клиента. Работает без установки на компьютер и настройки из любого места, где есть интернет. Для Клиента приложение является бесплатным. Консалтинговые Компании, использующие buhphone, получают статистику всех обращений, их маршрутизацию и администрирование в режиме онлайн.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Небольшая корректировка информации по стоимости создания и публикации электронных изданий при помощи Adobe Digital Publishing Suite.

1. Для подготовки материалов к публикации издателю или дизайнеру необходимо иметь легальную копию продукта Adobe InDesign CS, которая составляет 27.000 рублей.

2. Доступ на портал, через который происходит управление публикациями составляет:
- Single edition - $395. Эта лицензия позволяет издавать только один журнал и только в AppStore.
- Professional edition - $5.940 в год, можно публиковать разные журналы в AppStore, Google Play и Amazon Kindle Fire Newsstand.
- Enterprice edition - на официальном сайте стоимость не указана (вначале написал - порядка $25.000 в месяц, все же решил указать, что точно не помню и могу ошибиться).

3. Помимо самой лицензии необходимо оплатить пакеты скачивания. Другими словами, если через Adobe PSD кто-нибудь скачивает журнал, то вам, как издателю, нужно платить. Каждое скачивание стоит от 0,12 до 0,30 доллара, в заивимости от оплаченного пакета. Минимальный пакет составляет 10.000 загрузок и стоит $2.995 (стоимтсь закачки составляет $0,30). При этом пакет покупается наперед на год и если вы не угадали с количеством загрузок, то все не использованные загрузки за год сгорят.
Все цены указаны без учета НДС.

Итого стоимость минимального пакета Adobe Digital Suite в год составляет $8.935 в год (без учета разового платежа за лицензию Adobe InDesign).

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Треть профессионалов не доверяют своему руководству

Специалисты меньше, чем руководители и директора, склонны к доверию.

Зарплатные ожидания IT-специалистов превышают возможности работодателей в 1,5-2 раза

Общий рост зарплат в IT-сфере за первые 9 месяцев 2023 года составил 15-20%.

Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.